Развитие международного автомобильного транспорта обусловлено исторически уникальным расположением Беларуси в системе международных транспортных коридоров Запад-Восток и Север-Юг. Через республику проходят самые короткие связи между странами Тихоокеанского, Индийского и Атлантического регионов.
Особенно динамичное развитие международные перевозки получили с приобретением Республикой Беларусь государственного суверенитета и независимости. Республика стала активно развивать внешнеторговую деятельность, что в свою очередь вызвало необходимость развития транспортного комплекса, способного обеспечить исполнение заключаемых договоров.
2.2.3.6 Основные варианты организации транспортного процесса.
Выбор маршрута и условий перевозки являются одной из наиболее важных задач транспортной логистики. Основными типами маршрутов являются:
- линейный маршрут предполагает доставку груза с одного пункта погрузки в один пункт разгрузки за один рейс;
- маятниковый маршрут означает доставку груза с одного пункта погрузки в один или несколько пунктов разгрузки несколькими рейсами;
|
|
- кольцевой маршрут – замкнутый маршрут с несколькими пунктами погрузки или разгрузки;
- развозочный маршрут – кольцевой маршрут с одним пунктом погрузки и несколькими пунктами разгрузки;
- сборный маршрут – кольцевой маршрут с несколькими пунктами погрузки и одним пунктом разгрузки;
- сборно-равозочный маршрут – кольцевой маршрут с несколькими пунктами погрузки и несколькими пунктами разгрузки. Загрузка транспорта в развозочных маршрутах осуществляется по принципу «последним разгружается – первым загружается».
2.2.3.7 Технико-эксплуатационные показатели оценки работы
автотранспорта.
Все показатели, которые используются при любых расчетах можно разделить на две большие группы:
- исходные данные – те, которые задаются условием решаемой задачи и вытекают из договора или заявки заказчика на перевозку грузов;
- расчетные показатели – те, которые получаются в результате производимых расчетов.
С другой стороны, технико-экономические показатели — это обобщенное название перечня критериев, которые, в свою очередь, с точки зрения технологического процесса подразделяются на:
- технико-эксплуатационные;
- экономические.
При расчете технико-эксплуатационных показателей учитывается расстояние подачи автомобиля – «нулевой пробег». Расстояние подачи грузового автомобиля – это расстояние от места стоянки автотранспортного средства до первого места погрузки (1-й нулевой пробег) и от последнего места разгрузки до места стоянки (2-й нулевой пробег).
|
|
Подача грузового автомобиля заказчику должна производиться по кратчайшему, открытому для движения маршруту. Для этих целей перевозчиком разрабатываются справочники расстояний от места стоянки подвижного состава автомобильного транспорта до пунктов погрузки и разгрузки всех потенциальных заказчиков автотранспортных услуг. Каждое указанное в справочнике расстояние подтверждается актом замера расстояния, согласованным с заказчиком.
Если же речь идет о расстояниях между населенными пунктами республики, то следует руководствоваться рекомендуемые нормы расстояний перевозок пассажиров и грузов между населенными пунктами Республики Беларусь, утвержденными приказом Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 12 апреля 2012 г. № 175-Ц.
Таким же образом устанавливаются все расстояния, в том числе с учетом группы дорог: длина ездки с грузом, порожний пробег и пр.
Продолжительность рабочего дня водителя за смену, как правило, применяется равная 8 ч. В состав рабочего времени водителя включаются:
- подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках — для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены. Подготовительно-заключительное время устанавливается для водителей продолжительностью 20 мин;
- время проведения предрейсового медицинского осмотра водителей продолжительностью 5 мин в смену;
- время движения автомобиля на линии;
- время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки, в местах посадки и высадки пассажиров;
- время простоев не по вине водителя;
- время дополнительного специального перерыва, предусмотренное графиком для кратковременного отдыха водителя от вождения в пути и на конечных пунктах, а также время для осмотра подвижного состава и его обслуживания;
- время стоянки при междугородных перевозках в промежуточных и конечных пунктах, предусмотренное графиком для охраны груза и автомобиля. Если в поездку на автомобиле направляются два водителя, время на охрану груза и автомобиля засчитывается как рабочее время одного водителя и распределяется между двумя водителями поровну;
- половина времени, предусмотренного заданием на рейс, при обслуживании автомобиля, оборудованного спальным местом, в междугородном сообщении двумя водителями, когда один из водителей не управляет автомобилем.
Время на подачу подвижного состава заказчику, а также время движения грузовых автомобилей определяться нанимателем исходя из расчетных норм пробега в зависимости от группы дороги путем деления на них соответствующих расстояний перевозок.
Кроме того, очень важны такие исходные данные, как номинальная грузоподъемность автомобиля (автопоезда, прицепа) и снаряженная масса прицепа / полуприцепа,
Коэффициент использования пробега определяется как отношение груженого пробега к общему, а коэффициент использования грузоподъемности автомобиля – как отношение массы фактически перевозимого за одну ездку груза при условии полной загрузки кузова автомобиля по допускаемому габариту (объему) к номинальной грузоподъемности автомобиля.
Различают расчетное и принимаемое количество рейсов, а также определяют пробег,объем перевозок и объем транспортной работы (грузооборот) за автомобиле-день работы.