Методики, методы, модели и принципы синтеза системы доставки грузов

Предметом транспортной логистики является комплекс задач планирования и управления, связанных с перемещением груза:

- обеспечение технологического единства транспортно-складского хозяйства, совместное планирование производственного, транспортного и складского процессов; выбор рационального способа транспортировки грузов (уни-, мульти-, интермодальной и т.п.); выбор вида (видов) транспорта; выбор транспортных средств;

- выбор логистических посредников в транспортировке (перевозчиков, экспедиторов, агентов, терминалов и т. п.); определение рациональных маршрутов; распределение транспортных средств по маршрутам; оценка качества транспортного сервиса; определение логистических издержек, связанных с транспортировкой; обеспечение технической и технологической сопряженности участников транспортного процесса, согласования их экономических интересов, распределения рисков и ответственности.

Решение поставленных задач требует наличия развитого методологического обеспечения. В качестве моделей и методов управления транспортными потоками следует на сегодняшний день рассматривать следующие:

· модель многоэтапной транспортной задачи, методы математического программирования;

· модель производственно-транспортной задачи;

· модели производственно-транспортно-складских задач;

· модели взаимодействия транспортных потоков в перевалочных пунктах; методы теории массового обслуживания;

· методика исследования функционирования перевалочных пунктов;

· метод имитационного моделирования

· методика синтеза интегрированной системы доставки грузов на основе морфологического метода.

Между тем, эти модели и методы характеризуется разрозненностью, незавершенностью, неполнотой, отсутствием глубоких прикладных разработок. Существующий на данный момент аналитический аппарат, используемый при оптимизации издержек в транспортно-логистических системах, требует существенной доработки и проведения дальнейших исследований.

Изучение доступных научных публикаций по теории логистики и экономике транспорта показал, что значительная часть представленных в них моделей строится на классической транспортной задаче, представляет собой ее частные случаи или различные модификации. Анализ представленных в литературе транспортных, производственно-транспортных и производственно-транспортно-складских моделей позволяет сделать следующие выводы:

1. Наблюдается устойчивая тенденция роста числа показателей и числа переменных по мере учета в модели (целевой функции) все большего количества звеньев логистической сети (канала).

2. Основа всех моделей – классическая транспортная задача и ее модификации. Поскольку в настоящее время разработано достаточно много методов решения данной задачи (и соответствующих алгоритмов для ПК), то предполагается, что для каждой модели могут быть определены оптимальные варианты решения.

3. Многие модели являются статистическими, а не динамическими, что снижает их ценность. Они не учитывают возможность изменения во времени запасов вывозимых грузов, случайных колебаний времени перевозки и погрузки/выгрузки транспортных средств, колебаний рыночного спроса на услуги транспорта и т.д. Кроме того, известная логистическая концепция «точно в срок», отражающая основные свойства логистических функциональных циклов, не нашла в них применения.

4. В моделях отсутствуют подходы, учитывающие логистические методы и алгоритмы, обеспечивающие интеграцию (а не простое суммирование) логистических целей, такие как методы расчета оптимальной величины заказа при многономенклатурных поставках в многоуровневых распределительных системах.

5. Приводимые модели и методы не учитывают особенности управления транспортными потоками в цепях поставок, поскольку логистический подход предусматривает оптимизацию не только транспортной, но и складской составляющей затрат, а также затрат, связанных с организацией взаимодействия транспортных потоков в перевалочных пунктах на основе использования моделей с прямым, складским и смешанным вариантами взаимодействия.

Модели интермодальных систем решаются с помощью методов теории массового обслуживания и, как правило, отличаются большой размерностью, сложны для расчетов, наиболее общие из них не имеют исчерпывающих аналитических решений.

Формирование направлений дальнейшего развития комплекса моделей и методов управления интермодальными перевозками на основе логистического подхода, а также определение возможностей практической реализации разработанного аналитического инструментария предлагается осуществлять на основе разработанной классификации моделей, методов и алгоритмов, применяемых при управлении потоками в логистических системах разного уровня (от микро- до макроуровня) и характеризующихся различным уровнем проработки и использования логистических методов (таблица).


Таблица – Классификация моделей и методов управления транспортными потоками в цепях поставок

Уровень системы Модели, методы, методики, алгоритмы Решаемые задачи
макро- Морфологический метод исследования Выбор наиболее рациональных систем доставки грузов (выбор рациональных способа транспортировки, видов транспорта, маршрута и способа поставки)
Методика выбора оптимального варианта доставки груза при перевозках на дальние расстояния Выбор оптимальной схемы доставки (оптимизация за счет использования складирования, консолидации отправок и оптимизации партии поставки)
макро- и мезо- Модели сетевого планирования и управления Выбор оптимальной системы доставки грузов (видов транспорта и состава логистических посредников)
мезо- Методика выбора оптимального варианта доставки груза при перевозках на короткие расстояния Выбор оптимальной схемы доставки (оптимизация за счет консолидации отправок, оптимизации партии отправки и маршрутизации)
микро- Методы теории массового обслуживания, метод (статистического) имитационного моделирования Оптимизация перевозочных и перевалочных процессов в пунктах перевалки (оптимизация технологических параметров перевалочных пунктов)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: