Пусть имеется n поставщиков однородной продукции (ai) и m потребителей этой продукции (bj). Каждый поставщик может поставлять свою продукцию любому из потребителей. Известны затраты Cij на перевозку единицы продукции от каждого поставщика к каждому потребителю. Необходимо так распределить перевозки, чтобы суммарные затраты были минимальными. Элементы решения – Хij количество продукции, перевозимой от каждого поставщика к каждому потребителю.
Структурная схема данной задачи в сетевой постановке приведена на рисунке 3.1.
Рисунок 3.1 – Пример структурной схемы транспортной задачи
Обозначим Ai возможности поставщиков и Bj потребности потребителей.
Составим математическую модель задачи.
Ограничения по производственным мощностям поставщиков:
Ограничения по производственным мощностям потребителей:
Целевая функция – требование минимизации суммарных затрат на перевозки:
В краткой форме записи эта модель имеет вид:
Закрытой моделью транспортной задачи называется такая задача, в которой суммарные потребности потребителей равны суммарным возможностям поставщиков, т.е.
|
|
3.2.2 Построение исходного опорного плана
Опорный план является основой для оптимизации процесса. Существует несколько способов его построения. Один из них – метод северо-западного угла – наиболее прост, но и наименее эффективен, второй – метод наименьшего элемента несколько сложнее, но значительно ближе к оптимальному.