Содержание и форма в искусстве

Важнейшим условием художественности произведения является органическая связь его содержания и формы. Гармоничное сочетание формы и содержания – необходимое условие получения наслаждения от произведения искусства.

Художественное содержание – действительность, идейно-эстетически осмысленная в творческом процессе и отражённая художником в произведении искусства в свете определённого мировоззрения и общественно-эстетических идеалов. Таким образом, содержание произведения искусства зависит не только от объекта отражения (т.е. действительности), но и от субъекта (личности художника). Данный действительностью материал художник как бы переплавляет сообразуясь со своим творческим воображением, в свете своего мировоззрения, эстетического идеала эпохи или определённого слоя общества. Этим содержание произведения отличается от предмета искусства, который служит лишь объективной основой содержания.

Художественное содержание включает в себя:

- тему (основной круг вопросов, поставленных художником в произведении искусства и раскрытых на определённом жизненном материале; тема разрабатывается в сюжетах, мотивах, эпизодах; бывают основные темы и побочные, подчинённые первым);

- идею (главная мысль художественного произведения, выражающей отношение художника к действительности; идея определяет замысел художника и основное содержание произведения; от её характера зависят трактовка художником темы и сюжета);

- эмоционально-эстетическую оценку изображаемого явления жизни.

Художественное содержание определяет форму произведения искусства, они тесно связаны в искусстве. Своеобразие художественного содержания зависит от различных факторов, некоторые из них:

- историческое развитие искусства (по мере развития, обогащения жизни и природы, духовного развития самого человека содержание искусства становится сложнее и богаче); особенно это заметно при сравнении узости круга тем искусства первобытного общества (главным образом звери) и эпохи Возрождения (человек) с его широчайшей палитрой явлений, интересовавших художников и нашедших отражение в художественной практике, или возросшим психологизмом искусства XVII в.;

- национальные особенности искусства, отражающие специфику исторического опыта, психологического склада и культурных традиций (специфический «восточный» колорит в живописи М. Сарьяна);

- от самого художника, его мировоззрения, творческого метода и особенностей художественного мышления;

- от особенностей жанра и вида искусства, например: натюрморт и портрет обладают разной возможностью воплощения содержания, различаются по полноте, богатству и глубине, по характеру и мере условности (архитектура, ДПИ, историческая картина, кино, литература).

Органичная связь художественного содержания и формы (не тождественность, но определённое соответствие друг другу) – важнейший закон художественного творчества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: