Тема 2.9: Философско-эстетический фундамент модернизма и постмодернизма

План.

1. Понятия модернизма и постмодернизма.

2. Основные эстетические концепции ХХ века.

Понятия модернизма и постмодернизма.

Понятие модернизма распространяется на художественно-эстетическую систему, сложившуюся в культуре примерно в 1920-х гг. ХХ в. Модернизм был тесно связан с формальными экспериментами в искусстве и с современной эпохой, хотя это не кажется таким очевидным (особенно в сравнении с реалистическим искусством XIX века).

Первоначально модернизм начал развиваться как протестное явление по отношению социально-деструктивным процессам в духовной жизни общества (накануне, во время и после первой мировой войны). Ощущения дисгармонии мира, нараставшей антигуманности отношений в обществе, отчуждения личности и несвободы художника заставляли представителей модернизма усомниться в возможности традиционной культуры противостоять разрушительным тенденциям, что делало это явление культуры ХХ в. подчёркнуто бунтарским, эпатирующим и экстравагантным.

Модернизм – явление разноликое, поскольку он объединяет множество относительно самостоятельных направлений и течений (дадаизм, экспрессионизм, кубизм, фовизм, футуризм, конструктивизм, абстракционизм, сюрреализм, оп-арт).

Постмодернизм – условное наименование периода развития европейской культуры и искусства второй половины ХХ в. (1950-е – 1990-е гг.).

Для постмодернизма характерно:

- радикальный плюрализм (множественность теорий, взглядов, концепций);

- утрата традиционными ценностями (вера в рационализм, прогресс науки и техники) абсолютного характера;

- всеобщая амбивалентность (двойственность, неоднозначность);

- дискретность (прерывистость) и фрагментарность мышления;

- цитатность («Мы живём в эпоху, когда все слова уже сказаны» – С. Аверинцев).

Среди основных приёмов постмодернистского искусства: нейтрализация авторитетов; смещение акцента с произведения на процесс создания, с автора на аудиторию; пародийность; пастиш (соединение разнородных элементов); замена понятия классического «мимесис» понятием «симулякр» (игра в подобие, видимость действительности, которая может ввести в заблуждение).

В художественной практике постмодернистскими явлениями стали инсталляции, перфоманса, хэппенинга, поп-арта и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: