Основные эстетические концепции ХХ века

Искусство модернизма развивалось в тесной связи с различными философскими концепциями и учениями своего времени.

В первой половине ХХ в. получили развитие интуитивистские концепции (А. Бергсон, Б. Кроче). Интуитивизм представляет собой разновидность иррационализма, абсолютизирующего интуицию в творческой деятельности и восприятии. Интуитивизм возник в борьбе с позитивистскими концепциями на рубеже XIX – ХХ вв. и понимал эстетику как науку об интуитивном познании художественного произведения, главным в котором становится форма.

Другим значимым учением ХХ в., оказавшим существенное влияние на развитие искусства модернизма являлся фрейдизм, основателем которого стал австрийский психиатр З. Фрейд, выявивший феномен бессознательного и выявив его роль в развитии культуры, в том числе художественной. Учение Фрейда оказало влияние на сюрреализм, на массовую культуру, которая стала играть столь большую роль в ХХ в.

Немецким философом Э. Гуссерлем была разработана феноменологическая эстетика, представлявшая собой учение о предметах в их чувственном восприятии. Теория, тесно связывавшая предмет познания с сознанием получила название теории интенциональности (направленность сознания, воли и чувства), понятия, отражающего специфическое представление о предметной природе сознания. Понятие интенциональности отличает любой акт сознания и подразумевает соотнесённость намерения, цели и замысла с предметом. Оно даёт специфическую характеристику идеального бытия произведения искусства и его структурной организации (значения, смыслы). По мнению приверженцев этой теории, можно изъять какой-либо феномен из контекста и усмотреть его структурные элементы, используя сознание.

Элитарная эстетическая концепция была разработана испанским философом Х. Ортегой-и-Гассетом. Одной из наиболее известных его работ стала «Дегуманизация искусства», в которой специфику современного искусства мыслитель усмотрел в его обращённости к элите, а не к массе, что, в свою очередь, приводит к разделению общества на два класса (тех, кто разбирается в новом искусстве, и тех, кто его не понимает).

В середине – второй половине ХХ в. появились новые концепции. Одна из них была разработана в рамках учения экзистенциализм, представленного Ж. П. Сартром и А. Камю. Бытие человека (или экзистенция) недоступно рациональному познанию, и открыто только непосредственному переживанию, поэтому лучшие способы описания бытия предоставляет искусство. Последнее обусловило широкое обращение к творческой практике представителей экзистенциализма с тем, чтобы разъяснить свои концепции. В центре произведений и работ экзистенциалистов стоит личность и проблема её отношения к миру, людям и богу. При этом, в их произведениях преобладают трагические и пессимистические интонации и настроения. Задача искусства наделять смыслом бессмысленное и абсурдное и этим утешать человека (А. Камю).

Возникший в 1950-е гг. структурализм (К. Леви-Стросс) сконцентрировал свои усилия на поиске построения универсальных законов художественной формы, а также на расшифровке и интерпретации художественных текстов. Структура, как ключевое понятие метода означает комплекс устойчивых связей и взаимозависимостей между элементами системы, сохраняющими общий строй своих отношений при любых изменениях. Структурный аналитический метод предполагает:

- выявление совокупности элементов, между которыми возможно существование структурных связей;

- анализ структурообразующих отношений и воспроизведение концепции обозначившейся структуры;

- выявление всех последствий и связей, которые открываются перед теоретическим сознанием, анализирующим какую-либо структуру.

Структурный метод получил наибольшее применение при анализе знаковых систем языка, мифологии, религии, и, конечно, искусства. Художественное явление рассматривается структурализмом как система знаков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: