1. Категории «содержание и форма» имеют всеобщий философский смысл: содержание есть сущность явления, а форма — это выражение сущности вовне. Вместе с тем, подчеркивается относительность понятий «содержание и форма», ибо то, что выступает формой по отношению к явлениям одного порядка, становится содержанием по отношению к явлениям другого порядка. Так, искусство — это форма по отношению к общественному сознанию, которое в самом общем плане есть содержание искусства. Это самый широкий смысл понятий «содержание и форма» в искусстве. Но в отдельном произведении словесное выражение (ритм, сюжет, пространственно-временная организация и т.п.) — является формой по отношению к идейно-тематическому содержанию (идеям, проблемам, темам, конфликтам характерам, событиям), которое в данном произведении заключено. Это узкий смысл понятий «содержание и форма» в искусстве.
Следует отметить, что относительность понятий «содержание и форма» подтверждается историей искусства. Те формы, которые современное искусство использует для «выражения» содержания, в пору глубокой древности были вполне конкретным самостоятельным содержанием (например, форма греческой трагедии сложилась из ритуала в честь бога Диониса). По существу, все современные художественные формы — это «окаменевшее, опредметившееся содержание».
|
|
2. В искусстве проблеме содержания и формы принадлежит определяющая роль.
Ответ на этот вопрос лежит опять-таки в эстетической сущности искусства. Для того, чтобы художественное содержание, то есть постижение эстетической сущности явлений, выражение эстетического отношения к ним, было реализовано и могло восприниматься читателем, оно должно быть о-формлено, воплощено (представлено «во плоти»). В самой этой «плоти» художественного выражения обнаруживается эстетическая сущность, эстетический смысл явлений, то есть художественное содержание искусства.
Вот почему в литературоведении получило особое значение понятие «содержательность формы». Оно обозначает, во-первых, что всякая художественная форма несет некий эстетический смысл, выражает определенное художественное содержание, во-вторых, что в искусстве содержание выражается только через его эстетическое «оформление», то есть «по законам красоты».
3. Общий закон первичности содержания и вторичности формы господствует и в искусстве. Под влиянием определенного жизненного материала, определенных идей автора вырабатывается форма литературного произведения: лирическая или эпическая, прозаическая или стиховая, роман или рассказ, соответствующая ритмическая и речевая организация и т.п.
|
|
Вместе с тем надо учитывать активность художественной формы. Литературные формы складывались веками, они, как говорилось выше, представляют собой «бывшее содержание». Обычно они традиционно связаны с определенным содержанием, служат его выражению. Поэтому между формой, к которой обращается художник, и содержанием, лежащим в авторском замысле, возникают сложные отношения: форма «сопротивляется», «требует» в соответствии со своей традиционной содержательностью каких-то изменений в авторском замысле, а порой под влиянием авторского замысла в традиционной форме обнаруживаются новые содержательные возможности или она начинает меняться. Этот сложный процесс всегда идет при создании художественного произведения.
«Следы» и результаты «борьбы» содержания и формы, которые надо уметь распознать по творческой истории произведения и по его окончательной редакции, свидетельствуют как о таланте художника, так и о масштабе его идейно-эстетических открытий.
4. Соотношение содержания и формы выступает своеобразным самоконтролем художественной истины в произведении. Только в этом случае, если авторская эстетическая концепция действительно истинна, она выразится под пером талантливого художника в относительно законченной, гармонической, художественной форме. Гармония содержания и формы — один из главных критериев художественного совершенства произведения искусства.
Литература
Гачев Г. Д., Кожинов В. В. Содержательность литературных форм // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Кн. 2. – М., 1964. С. 17-36.
Драгомирецкая Н. В. Форма и содержание литературного произведения // Литература в школе. 1987. № 1.
Дополнительная литература
Хализев В. Е. Теория литературы. – М., 2004. С. 149-157.
Раздел 2.