Работайте с партнером.
Вместе придумайте как можно больше наводящих вопросов. Переведите их в альтернативные, открытые вопросы.
Всегда полезно подумать о цели Ваших вопросов. Нужно ли Вам вдаваться во всевозможные детали того, о чем человек рассказывает? Или лучше позволить ему высказаться, как он хочет? По мере роста опыта консультанта, потребность в детализации, возможно, отпадет, поскольку он станет легче воспринимать, что другой человек чувствует и говорит.
Двигаться от общего к конкретному.
Другой полезный прием в проведении опроса состоит в том, чтобы стимулировать другого человека говорить более конкретно. Полезно задать вопрос, который уточнит, что человек подразумевает, когда говорит о чем-то в общих чертах.
Например, клиент может сказать:
"В настоящее время моя жизнь находится в ужасном беспорядке".
Что конкретно это означает для нее или него? Задав открытый вопрос, мы поймем это и, возможно, сможем продвинуться дальше:
"В чем состоит ужасный беспорядок в Вашей жизни?"
или
"Вы говорите, что Ваша жизнь находится в ужасном беспорядке. Не могли бы Вы сказать конкретнее, что в Вашей жизни находится в ужасном беспорядке?"
Поощряя человека выражаться яснее, мы в то же время способствуем ей (или ему) в разрешении проблемы. Ясность видения человеком своих проблем является первоосновой в преодолении чувства беспомощности. Это облегчает отождествление говорящего и дает возможность действовать.
Упражнение 5
Работайте с партнером. Один говорит, другой спрашивает.
Говорящий. Выскажите некоторое общее утверждение относительно себя.
Спрашивающий. Задайте вопрос, чтобы Ваш партнер мог высказаться более определенно.
Посмотрите, что получится.