В большинстве промышленно развитых стран мира получение в долгосрочное пользование по лизингу оборудования и других производственных активов является крупным источником финансирования капитальных вложений и составляет примерно 25-30 процентов их общего объема. В нашей стране этот показатель не превышает 5%.
В республике имеется положительный опыт использования международного лизинга для обновления и увеличения основных средств. Белорусские транспортники, не привлекая государственных средств и правительственных гарантий, полностью обновили по лизингу подвижной состав для международных перевозок. Это позволило дополнительно получить сотни миллионов долларов валютной выручки и иметь стране положительное сальдо внешнеторгового баланса по услугам.
Механизм лизинга не предусматривает участия государства в субсидировании лизинговых услуг. Однако, в связи с отсутствием необходимых средств, в настоящее время государство участвует в закупке сельскохозяйственной техники с целью ее передачи в долгосрочную аренду и, в значительно меньшей степени, - в лизинг.
В настоящее время наиболее активно осуществляется международный лизинг с юридическими лицами Российской Федерации. Действующая законодательная база Беларуси, России, Украины, Молдовы и других стран СНГ не препятствует осуществлению лизинговых договоров между юридическими лицами.
Вместе с тем, несмотря на положительную тенденцию развития лизинговой деятельности, рынок лизинговых услуг в Беларуси развит слабо.
Успешному развитию лизинга в республике препятствует ряд обстоятельств, основные из которых сводятся к следующему:
· недостаточность финансового, в том числе валютного потенциала;
· нехватка стартового капитала для организации лизинговых компаний;
· слабая диверсификация предоставляемых услуг;
· неразвитость связей с другими страховыми компаниями (практическое отсутствие рынка перестраховочных услуг);
· отсутствие системы информационного обеспечения лизинга, которая предоставляла бы постоянно восполняемую и доступную информацию о предложениях лизинговых услуг, и, связанное с этим, недостаточное понимание сущности лизинга, его достоинств, как у потенциальных лизингодателей, так и предпринимателей - потенциальных лизингополучателей.
Сотрудничество стран СНГ в сфере лизинга осложнено целым рядом причин. Непредсказуемость налоговых и таможенных правил, иных регуляторов хозяйственной деятельности делают любые долгосрочные операции в условиях СНГ рискованными. Поэтому требуется тщательная разработка каждого проекта, предусматривающая возможные риски и определяющая необходимые гарантии.
В целях расширения границ лизинговой деятельности необходимо:
· инициировать создание пулов страховых организаций государств СНГ для страхования рисков участников лизинга через границу и, возможно, пулов банков с целью инвестирования конкретных проектов лизинговой деятельности и выдачи гарантий под лизинговые сделки;
· укреплять связи между лизинговыми компаниями СНГ и связи между их объединениями и ассоциациями. Для данных структур целесообразно заключение соглашений о брокерстве (посредничестве), о взаимном представлении интересов в регионе.
В перспективе лизинг, как одна из рыночных и высокорентабельных форм, может дать рост общих объемов инвестиций в республике и реально расширить выбор методов и способов хозяйствования для организаций материальной сферы.
За счет развертывания лизинговых операций представляется реальным осуществить продвижение производимой отечественной промышленностью продукции на внутренний и международный рынок, обновление парка оборудования, не прибегая к крупным капиталовложениям, и в условиях низкой покупательной способности.