Большие социальные группы - общности людей, отличающиеся от малых групп наличием слабых постоянных контактов между всеми их представителями, но объединенные не меньше и потому оказывающие существенное влияние на общественную жизнь.
Одна из классификаций людей в истории развития мировой цивилизации делит людей на расы. По другой люди делятся по принадлежности к различным этносам. Этнос - социальная общность, исторически сложившаяся на определенной территории, осознающая свое этническое единство и обладающая относительно стабильными особенностями культуры, в том числе общим языком. В основе существования этносов - осознание ими своей целостности.
Две исторические формы этнической общности людей - племя и нация. В основе племенного разобщения людей по территории расселения, культуре и языку лежат родовые отношения. С переходом от первобытной формации к экономической, основанной на товарно-денежных отношениях, этнос в виде племени превращается в этнос в виде нации.
|
|
Отличие нации от племени: объединяет людей, характеризуется социальным неравенством; возникновением государства, четких, границ расселения, наличием публичной власти и других атрибутов государства, распространением культуры, традиций сс и л о е б - ычаев, внедрением государственного языка; формированием и развитием национальной гордости, проявлением национализма и шовинизма.
Нация - высший этап развития этнической общности, который соответствует определенной экономической формации. Психология этнической общности (нации) - национальная психология - имеет свою отражает общее, что
есть у представителей целой нации в мировосприятии, устойчивых формах подведения, чертах психологического облика, в реакциях, речи и языке, отношениях к другим людям.
Национальная психика - составная часть общественного сознания, его важнейшего компонента - общественной психологии. Национальная психология - результат длительного и специфического развития, в котором задействованы факторы:
Социально-политическое и экономическое развитие. Национальная психика зависит от производственных и общественных отношений.
Историческое развитие этнической общности -жесткие рамки многочисленных, но закономерных* временных, но качественных трансформаций жизни и особенностей психики ее представителей, внешние и внутренние атрибуты которых предопределяют своеобразие зарождения, функционирования и проявления национальной психики.
Возраст этнической общности-свидетельствует о длительности формирования национальной психики людей, возможностях ее перспективного развития или деградации.
|
|
Межнациональные отношения, их характер и исторические традиции влияют на характер формирования и проявления национального сознания и самосознания ее представителей, на специфику и динамику проявления чувств по отношению к другим нациям.
Культурное развитие этнической общности оказывает влияние на основные качественные характеристики национальной психики людей.
Язык и письменность определяют своеобразие мышления ее представителей, отражают разнообразие их мировоззрения, взглядов на особенности своей.жизни и деятельности.
подгруппы по признаку общительности. Межгрупповые отношения изменились, как только экспедиция стала сталкиваться с трудностями, требующими максимального приложения сил. Наблюдалось появление трех подгрупп, образование которых было связано с отношением к работе. Когда экспедиция подходила к концу, межгрупповые отношения вновь изменились: деление на подгруппы по уровню культуры. Конфликтные отно-шения возникают между группами, которые имеют су-щественные основания для сравнения.
Выводы В. Хановеса: совместная деятельность -лучший способ узнать друг друга, особенно если деятельность протекает в экстремальной ситуации. Ни расовые, ни возрастные, ни социальные различия не играют существенной роли в отношениях между людьми. Исключение - культурный уровень.
В экстремальной ситуации группа делится на микрогруппы несколько раз в зависимости от обстоятельств и личностных особенностей субъектов взаимодействия.
Основными функциями межгрупповых отношений являются сохранение, стабилизация и развитие групп как функциональных единиц общественной жизни. При взаимодействии с другими группами каждая стремится к устойчивому состоянию посредством сохранения относительного баланса тенденций интеграции и дифференциации. Если во внешних отношениях группы усиливаются тенденции дифференциации, то внутренние отношения будут характеризоваться усилением тенденции интеграции. Соперничество, сотрудничество, отношения неучастия - основные стратегии взаимодействия между группами. Доминирующая стратегия - стратегия соперничества.
риминацию (внутригрупповой фаворитизм по отношению к своей группе и внегрупповую враждебность по отношению к чужой группе), А. Тэшфел рассматривал причину этих явлений. Он показал, что установление позитивного отношения к своей группе наблюдается и в отсутствие объективной основы конфликта ■ между группами.
В эксперименте студентам показали две картины художников и предложили посчитать количество точек на каждой картине. Затем произвольно разделили участников эксперимента на две группы: в одну попали те, кто зафиксировал больше точек у одного художника, в другую - те, кто зафиксировал их больше у другого. Немедленно возник эффект «своих» и «чужих» и была выявлена приверженность своей группе (внутригрупповой фаворитизм) и враждебность по отношению к чужой группе. Это позволило Д. Г эш~ фелу заключить, что причина межгрупповой дискри- 00 минации не в характере взаимодействия, а в про- *3" стом факте осознания принадлежности к своей группе и, как следствие, проявлении враждебности к чужой группе.
Был сделан вывод о том, что область межгрупповых отношений - это сфера, включающая в себя четыре основных процесса: социальную категоризацию, социальную идентификацию, социальное сравнение, социальную (межгрупповую) дискриминацию.
Анализ этих процессов и должен, по мнению А. Тэшфела, представлять собой собственно социально-психологический аспект в изучении межгрупповых отношений.
I
ку проявления и функционирования национально-пси- V пополняется данный класс, психология других клас- |
Ь СО