В процессе работы над данной темой студент должен добиваться полного усвоения следующих положений:
1. Чувства – особая форма психического отражения, свойственная только человеку, при которой отражаемым является субъективное отношение человека к предметам и явлениям реальности.
Эмоции – это психические и физиологические реакции человека и животных на воздействия внутренних и внешних раздражителей, связанные с удовлетворением или неудовлетворением потребностей.
Эмоция – это конкретная форма психического процесса и переживания чувств.
После рассмотрения понятий чувств и эмоций следует перейти к анализу их содержания и усвоению следующих положений:
2. Появление того или иного чувства обусловлено внешней средой. Отклик же на внешнее воздействие зависит от мировоззрения и взглядов личности, от её потребностей, интересов и черт характера.
3. Чувства влияют на деятельность всего организма человека: на кровообращение, дыхание, деятельность желез внутренней секреции и т.д. При воодушевлении работоспособность человека может намного возрасти, а при плохом настроении часто снижается.
|
|
4. Физиологические механизмы в основе чувств основаны на совместной деятельности больших полушарий и подкорковых центров. При эмоциях возбуждающего характера существенная роль принадлежит эндокринной системе. В состоянии возбуждения в крови растёт содержание адреналина и сахара, что повышает уровень жизнедеятельности организма, обеспечивает его готовность тратить энергию.
5. Процесс, возникающий в коре больших полушарий при восприятии, распространяется на подкорковые центры, которые включают в действие вегетативную нервную систему. Это даёт начало экспрессивным выражениям эмоций, которые служат источником обратных сигналов в кору больших полушарий. Возникает состояние, известное нам как переживание тех или иных чувств и эмоций.
Вторая сигнальная система регулирует и направляет деятельность, контролируемую первой сигнальной системой. Однако велика и роль подкорки. В подкорковых отделах мозга функционируют центры дыхательной, пищеварительной, секретной, сердечно-сосудистой и других систем организма. Возбуждение подкорки связано с усилением работы указанных систем внутренних органов (изменение ритма и глубины дыхания, сердцебиения и т.д.).
Подкорка обеспечивает общие эмоциональные реакции человека, уточнением же и спецификацией их ведает кора больших полушарий.
6. Эмоции выражаются в движениях и многочисленных телесных изменениях. Принято выделять мимику (движения мышц лица) и пантомимику (движения мышц тела, жесты, позы). Эти движения и изменения служат объективными признаками переживания чувств. Выполнение непроизвольных и сознательных движений, интонации голоса, мимика, жестикуляция, перестройка процессов, протекающих в организме, называются в психологииэкспрессивной сторонойэмоциональных состояний.
|
|
7. Чувства подразделяются на положительные и отрицательные. Выделяют также низшие и высшие чувства.
Высшие чувства – это чувства, выражающие духовный мир человека и определяющие его личность.
Низшие чувствасвязаны с удовлетворением или неудовлетворением физических и физиологических потребностей человека.
Чувства также подразделяются на стенические и астенические.
Стенические – называют чувства, повышающие активность личности, астеническими – чувства, переживания, снижающие активность.
8. В основе чувств человека лежат его потребности, которые порождают деятельность; с другой стороны, деятельность человека порождает новые потребности.
Физические потребности (в пище, питье, одежде, жилище) и духовные (в общении, труде, эстетические, моральные) тесно связаны друг с другом.
Удовлетворение или неудовлетворение этих потребностей вызывает соответствующие чувства, которые носят явно выраженный не только индивидуальный, но и общественный характер.
9. В чувствах раскрывается личность в целом: её взгляды, мотивы деятельности, потребности и характер. Переживаемые чувства занимают важное место в жизненном опыте, приобретаемом ребёнком, и значительно влияют на формирование его мировоззрения и характера.
10. Темперамент оказывает большое влияние на интенсивность и устойчивость, степень внешнего выражения чувств.
11. Наблюдательный учитель и воспитатель по внешним проявлениям эмоционального состояния (мимике, жестам, интонации, высказываниям и различным поступкам) может узнать о переживаемых чувствах и тем самым проникнуть во внутренний мир своих учеников. Зная различные условия формирования чувств, он может организовать воспитательный процесс таким образом, чтобы развить у учащихся положительные, благородные чувства.
Вопросы и задания для самоконтроля
1.Как осуществляется отражение действительности в чувствах и чем оно отличается от отражения, совершаемого в познавательных, когнитивных процессах(восприятия, памяти и пр).?
2.Всегда ли характер эмоциональной реакции человека адекватен характеру самого воздействия? Объясните причины их возможного соответствия или несоответствия.
3.Выберите правильный ответ:
3.1.Среди различных аспектов эмоций легче всего поддаются чёткому описанию:
а) внутреннее переживание;
б) эмоциональное поведение;
в) физиологическая активация;
г) ни один из ответов не верен.
3.2.Интенсивность наших эмоций зависит главным образом:
а) от восприятия данной обстановки;
б) от уровня бодрствования;
в) от анализа полученных сведений;
г) от значения тех потребностей, с которыми связана эмоция.
3.3.Отрицательные эмоции возникают от того, что имеющаяся информация:
а) избыточна;
б) недостаточна;
в) достаточна;
г) почти достаточна.
3.4.Стресс связан:
а) с прогрессирующим истощением резервов организма;
б) с неожиданной и острой ситуацией;
в) со способностью каждого идти на риск;
г) все ответы верны
4.Определите, верны ли следующие утверждения. Ответы обоснуйте.
1. Гомеостатическое поведение – это поведение, направленное на уменьшение потребности путём её удовлетворения.
2. Сила наших эмоций зависит от уровня бодрствования, а направление, которое они принимают, - от восприятия обстановки.
3. Отрицательные эмоции появляются чаще всего, когда субъект располагает недостаточной информацией.
4. По мнению Селье, любой стресс не обязательно вреден.