Рекомендации к работе над темой. В процессе работы над данной темой студент должен добиваться полного усвоения следующих положений

В процессе работы над данной темой студент должен добиваться полного усвоения следующих положений:

1. Чувства особая форма психического отражения, свойственная только человеку, при которой отражаемым является субъективное отношение человека к предметам и явлениям реальности.

Эмоции это психические и физиологические реакции человека и животных на воздействия внутренних и внешних раздражителей, связанные с удовлетворением или неудовлетворением потребностей.

Эмоция это конкретная форма психического процесса и переживания чувств.

После рассмотрения понятий чувств и эмоций следует перейти к анализу их содержания и усвоению следующих положений:

2. Появление того или иного чувства обусловлено внешней средой. Отклик же на внешнее воздействие зависит от мировоззрения и взглядов личности, от её потребностей, интересов и черт характера.

3. Чувства влияют на деятельность всего организма человека: на кровообращение, дыхание, деятельность желез внутренней секреции и т.д. При воодушевлении работоспособность человека может намного возрасти, а при плохом настроении часто снижается.

4. Физиологические механизмы в основе чувств основаны на совместной деятельности больших полушарий и подкорковых центров. При эмоциях возбуждающего характера существенная роль принадлежит эндокринной системе. В состоянии возбуждения в крови растёт содержание адреналина и сахара, что повышает уровень жизнедеятельности организма, обеспечивает его готовность тратить энергию.

5. Процесс, возникающий в коре больших полушарий при восприятии, распространяется на подкорковые центры, которые включают в действие вегетативную нервную систему. Это даёт начало экспрессивным выражениям эмоций, которые служат источником обратных сигналов в кору больших полушарий. Возникает состояние, известное нам как переживание тех или иных чувств и эмоций.

Вторая сигнальная система регулирует и направляет деятельность, контролируемую первой сигнальной системой. Однако велика и роль подкорки. В подкорковых отделах мозга функционируют центры дыхательной, пищеварительной, секретной, сердечно-сосудистой и других систем организма. Возбуждение подкорки связано с усилением работы указанных систем внутренних органов (изменение ритма и глубины дыхания, сердцебиения и т.д.).

Подкорка обеспечивает общие эмоциональные реакции человека, уточнением же и спецификацией их ведает кора больших полушарий.

6. Эмоции выражаются в движениях и многочисленных телесных изменениях. Принято выделять мимику (движения мышц лица) и пантомимику (движения мышц тела, жесты, позы). Эти движения и изменения служат объективными признаками переживания чувств. Выполнение непроизвольных и сознательных движений, интонации голоса, мимика, жестикуляция, перестройка процессов, протекающих в организме, называются в психологииэкспрессивной сторонойэмоциональных состояний.

7. Чувства подразделяются на положительные и отрицательные. Выделяют также низшие и высшие чувства.

Высшие чувства это чувства, выражающие духовный мир человека и определяющие его личность.

Низшие чувствасвязаны с удовлетворением или неудовлетворением физических и физиологических потребностей человека.

Чувства также подразделяются на стенические и астенические.

Стенические называют чувства, повышающие активность личности, астеническими чувства, переживания, снижающие активность.

8. В основе чувств человека лежат его потребности, которые порождают деятельность; с другой стороны, деятельность человека порождает новые потребности.

Физические потребности (в пище, питье, одежде, жилище) и духовные (в общении, труде, эстетические, моральные) тесно связаны друг с другом.

Удовлетворение или неудовлетворение этих потребностей вызывает соответствующие чувства, которые носят явно выраженный не только индивидуальный, но и общественный характер.

9. В чувствах раскрывается личность в целом: её взгляды, мотивы деятельности, потребности и характер. Переживаемые чувства занимают важное место в жизненном опыте, приобретаемом ребёнком, и значительно влияют на формирование его мировоззрения и характера.

10. Темперамент оказывает большое влияние на интенсивность и устойчивость, степень внешнего выражения чувств.

11. Наблюдательный учитель и воспитатель по внешним проявлениям эмоционального состояния (мимике, жестам, интонации, высказываниям и различным поступкам) может узнать о переживаемых чувствах и тем самым проникнуть во внутренний мир своих учеников. Зная различные условия формирования чувств, он может организовать воспитательный процесс таким образом, чтобы развить у учащихся положительные, благородные чувства.

Вопросы и задания для самоконтроля

1.Как осуществляется отражение действительности в чувствах и чем оно отличается от отражения, совершаемого в познавательных, когнитивных процессах(восприятия, памяти и пр).?

2.Всегда ли характер эмоциональной реакции человека адекватен характеру самого воздействия? Объясните причины их возможного соответствия или несоответствия.

3.Выберите правильный ответ:

3.1.Среди различных аспектов эмоций легче всего поддаются чёткому описанию:

а) внутреннее переживание;

б) эмоциональное поведение;

в) физиологическая активация;

г) ни один из ответов не верен.

3.2.Интенсивность наших эмоций зависит главным образом:

а) от восприятия данной обстановки;

б) от уровня бодрствования;

в) от анализа полученных сведений;

г) от значения тех потребностей, с которыми связана эмоция.

3.3.Отрицательные эмоции возникают от того, что имеющаяся информация:

а) избыточна;

б) недостаточна;

в) достаточна;

г) почти достаточна.

3.4.Стресс связан:

а) с прогрессирующим истощением резервов организма;

б) с неожиданной и острой ситуацией;

в) со способностью каждого идти на риск;

г) все ответы верны

4.Определите, верны ли следующие утверждения. Ответы обоснуйте.

1. Гомеостатическое поведение – это поведение, направленное на уменьшение потребности путём её удовлетворения.

2. Сила наших эмоций зависит от уровня бодрствования, а направление, которое они принимают, - от восприятия обстановки.

3. Отрицательные эмоции появляются чаще всего, когда субъект располагает недостаточной информацией.

4. По мнению Селье, любой стресс не обязательно вреден.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: