1. Ананьев Б.Г. Проблема формирования характера. \\Избр. психол. труды: в 2-х т. – М., 1980.
2. Леонгард К. Акцентуированные личности. – Киев: Вища школа, 1989.
3. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – Л.: Медицина, 1983.
4. Некрасов В.П. Спорт и характер - М.: Просвещение, 1986.
5. Ниренберг Д., Калере Г. Читать человека как книгу. – М.: Просвещение, 1990.
6. Рогов Е.И. Азбука психологии: Психология человека. – М.: «Вла-дос», 2000.
7. Симонов П.В., Ершов П.М. Темперамент. Характер. Личность. – М.: Просвещение, 1984.
8. Страхов И.В. Психология характера. – Саратов: СГПИ, 1970.
Вопросы и задания для самоконтроля
«Способности»
1. Какова роль способностей в жизни человека?
2. Что способствует развитию способностей?
3. Каковы основные компоненты способностей?
4. Какие способности называют актуальными, а какие – потенциальными?
5. Как измерить способности?
6. Кого можно назвать талантливым, а кого – гениальным?
7. Можно ли фактический успех в определённой деятельности определить как способности? Какая существует зависимость между способностями, умениями и знаниями?
8. Всегда ли будут развиваться задатки? От каких факторов зависит развитие способностей?
9. Выберите правильный ответ:
9.1. В современных определениях способностей основной упор делается на то, что они:
а) наследуются;
б) представляют собой способность адаптироваться к окружающей среде;
в) в основном приобретаются;
г) неравномерно распределены у представителей разных видов.
9.2. Наследственность – это:
а) потенциал, наследуемый от родителей;
б) важнейший фактор, летающий в основе интеллектуального развития;
в) сравнительно малоизвестная область;
г) все ответы верны.
9.3. Какая из перечисленных черт не является специфичной для творческих способностей человека:
а) пластичность;
б) надёжность;
в) гибкость;
г) оригинальность.
Темы контрольных работ
1.Уровни развития способностей и индивидуальные различия людей.
2.Природа человеческих способностей.
Литература
Основная: 1, 4, 5, 6, 7, 8, 9
Дополнительная
1. Артемьева Т.И. Методический аспект проблемы способностей. – М.:Наука, 1977.
2. Айзенк Г. Проверьте свои способности. – М.: Просвещение, 1972
3. Анастази А. Психологическое тестирование. В 2-х т., - М.:, 1982
4. Диагностика профессиональных и познавательных способностей. Отв. ред. В.Д. Шадриков, В.Н. Дружинин. – М.: Просвещение, 1988
5. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – 2-е изд. – СПб.: Битер, 1999.
6. Кузмина Н.В. Способности, одарённость, талант учителя. – Л., 1985
7. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. – М.: Педагогика, 1971.
8. Лейтес Н.С. Способности и одарённость в детские годы. – М.: Знание, 1984.
9. Эфенмсон В.П. Загадка гениальности. – М.: Просвещение, 1991.
Тема 3. Эмоции и чувства. Эмоциональные состояния