– возведение индивидуального опыта эстетических переживаний и рефлексии на уровень теоретических размышлений о нем;
– освоение основных принципов и понятий философско-эстетического дискурса;
– достижение понимания роли эстетики в культуре эпохи (исторический экскурс) и ее органичной взаимосвязи с актуальной философской проблематикой;
– акцентировать внимание студентов на особенностях отечественной эстетической мысли;
– развитие способности к эстетическому анализу явлений природы, культуры, общественной жизни и искусства, к их критическому освоению на основании философско-эстетических критериев.
7.
Предмет дисциплины:
– эстетическое сознание и эстетическая деятельность: происхождение, сущность, структура и функции;
– система эстетических категорий
– искусство как высшая профессиональная эстетическая деятельность: законы, историческая морфология, объективная дифференциация;
- специфики эстетической и художественной культуры ХХ – ХХ1 веков
2. Место дисциплины в структуре ООП. Дисциплина «Эстетика» принадлежит к базовой (общепрофессиональной) части профессионального цикла, модулю современных культурных форм и практик. При изучении данной дисциплины студенты опираются на теоретические и конкретно-исторические, искусствоведческие знания, полученные в результате освоения ряда дисциплин Основной образовательной программы («История мировой культуры», «Философия», «Социология культуры», «История искусств», «Семиотика культуры» и др.). Важным является также владение полученными в процессе освоения вышеперечисленных дисциплин навыками анализа художественных процессов и явлений, а также приобретение эмпирических знаний по истории художественной культуры, философии и языке искусства. Дисциплина «Эстетика» необходима для последующего успешного освоения таких дисциплин, как «Массовая культура», «Культура постмодерна», «Культурная политика», «Международная защита культурных ценностей» и др..
2.1. Учебная дисциплина относится к Профессиональному учебному циклу Базовая (общепрофессиональная) часть учебного цикла.
2.2. Приступая к изучению учебной дисциплины, студент должен:
Знать: основные философии и теории культуры; основные этапы развития истории мировой и отечественной художественной культуры, основные направления развития художественной культуры;; основы истории литературы и искусства;
Уметь: логично представлять освоенное знание, демонстрировать понимание системных взаимосвязей внутри дисциплины и междисциплинарных отношений в современной науке; критически использовать методы современной науки;
Владеть: понятийным аппаратом; навыками аргументированного изложения собственной точки зрения, ведения дискуссии.
Владеть следующими компетенциями: владением культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);
умением логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);
готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);
способен находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готов нести за них ответственность (ОК-4);
стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6); использованием основных положений и методов социальных гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-9);
способностью понимать, изучать и практически анализировать получаемую научную информацию по тематике исследования и представлять результаты исследований; владением теоретическими основами и методами культурологии, категориями и концепциями, связанными с изучением культурных форм, процессов, практик; способен применять культурологическое знание и критически использовать методы современной науки о культуре в профессиональной деятельности и социальной практике (ПК-1);
владеет методами обработки, анализа и синтеза информации (ПК-2);
способностью строить межличностные и межкультурные коммуникации; владеет навыками и приемами профессионального общения (ПК-7).
2.3. Данная учебная дисциплина обеспечивает изучение студентами следующих дисциплин: Художественная критика; Международная защита культурных ценностей; Культура постмодерна; Массовая культура; Культурная политика; Культура повседневности; Прикладная культурология.
Данная учебная дисциплина является предшествующей для следующих дисциплин: Теория культуры, Художественная критика, Международная защита культурных ценностей,
2.4. Данная учебная дисциплина логически и содержательно-методически связана с дисциплинами:
1. Теория культуры в части: Теории ценностей культуры; эстетическая и художественная культура; семиотика культуры; языки культуры; искусство как язык культуры; посмодернизм и современная культура; культура повседневности; глобализация культуры
2. История философии в части: эстетика как философская наука; история философско-эстетической мысли
3. Историческая культурология: культурогенез и первобытная культура; происхождение искусства;
4. История культуры в части: Культуры древних цивилизаций; Культура античного мира; Культура Средних веков; Культура Западной Европы и Новое время; Культура ХХ-ХХ1 веков; История русской культуры; Российская культура ХХ- начала ХХ1 вв.
5. История литературы в части: Жанровое разнообразие литературы; Значение литературы на формирование мировоззрения личности
6. История кино в части: история зарубежного и отечественного кинематографа
7. Социология искусства в части: искусство и общество; искусство и зритель
8. История искусства в части: История Западноевропейского искусства; Искусство стран и народов Востока; Русское искусство Х-ХХ1 в. Искусство Византии.
9. История повседневности в части: Телесность в культуре; эстетические аспекты повседневности
10. Массовая культура в части: Искусство в системе массовой культуры; Массовые виды и жанры искусства
11. Культурная политика в части: государственные программы эстетического воспитания населения
12. Межкультурные коммуникации в части: Искусство и СМИ в межкультурной коммуникации;
13. Лингвистика и семиотика в части: Искусство как языки культуры.
14. Методы изучения культуры в части: нестандартные методологические процедуры изучения культуры
15. Прикладная культурология в части: Социальные институты культуры, обеспечивающие хранение, накопление и трансляцию эстетических ценностей
16. 3. Требования к результатам освоения учебной дисциплины
Процесс изучения учебной дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
владением культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);
умением логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);
готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);
стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6);
умением критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7);
использованием основных положений и методов социальных гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-9);
способностью понимать, изучать и практически анализировать получаемую научную информацию по тематике исследования и представлять результаты исследований; владением теоретическими основами и методами культурологии, категориями и концепциями, связанными с изучением культурных форм, процессов, практик; способен применять культурологическое знание и критически использовать методы современной науки о культуре в профессиональной деятельности и социальной практике (ПК-1);
владеет методами обработки, анализа и синтеза информации (ПК-2);
способностью строить межличностные и межкультурные коммуникации (ПК-5);
владеет навыками и приемами профессионального общения (ПК-7);
способностью представлять освоенное знание, системные взаимосвязи внутри и между дисциплинами в контексте профессиональной культуры; готов к участию в экспертно-консультационной работе (ПК-11);
способностью к реализации социально-культурных программ в системе массовых коммуникаций (ПК-16).
В результате освоения учебной дисциплины студент должен:
Знать: – основные категории эстетики (эстетика, эстетическое, эстетические потребности, чувства, суждения, вкус; красота, гармония, прекрасное, безобразное, возвышенное, низменное, трагическое, комическое; художественный образ, творчество; эстетическая картина мира; искусство);
– сущность, происхождение, структуру и функции эстетического сознания и эстетической деятельности;
– морфологию эстетического суждения;
- специфику эстетического и художественного освоения мира, эстетической и художественной культуры, искусства
– видовую и жанровую классификацию искусств;
– закономерности и тенденции исторического развития и специфику современного состояния искусства периода постмодерна;
- роль эстетики в культуре эпохи (исторический экскурс) и ее органичной взаимосвязи с актуальной философской проблематикой
;
Уметь: – разграничивать онтологический, гносеологический и аксиологический аспекты эстетики;
– определять, классифицировать и характеризовать формы эстетического сознания и деятельности, эстетические потребности, виды и жанры искусства;
– выявлять эстетические чувства в процессе материально-предметного, социально обусловленного преобразования и освоения человеком пространственно-временного континуума в объективно-природной реальности и мире «второй природы»;
– формулировать абстрактно-логические эстетические суждения и конкретизировать их – использовать в профессиональной практике культуролога
Владеть: понятийным аппаратом эстетики; познавательными подходами и методами изучения эстетических теорий и явлений; навыками эстетического суждения в профессиональной сфере; навыками формирования эстетического вкуса и эстетического развития личности; развить способности к эстетическому анализу явлений природы, культуры, общественной жизни и искусства, к их критическому освоению на основании философско-эстетических критериев.
4. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы.
Общая трудоемкость учебной дисциплины составляет 5,5 зачетных единиц 120 академических часов. Учебно-тематический план дисциплины
для очной формы обучения
№ п/п | Наименование раздела | Всего ак. час./ зач.ед. | № семестра | В том числе, ак. час./ зач. ед. | Формы контроля | |||||
Аудиторные занятия | Самост. работа | |||||||||
Лекции | Семинары | Практ. зан. | Малогруп. зан. | Инд. зан. | ||||||
1. | Эстетика в системе гуманитарных наук. Предмет эстетики. Эстетическое отношение и деятельность. | 6 ч. | 2 ч. | - | - | - | . | Конспекты; | ||
2. | Сущность и структура эстетического сознания. Эстетическое чувство, отношение, суждение, вкус | 2 ч. | - | - | - | Конспекты; Контрольная работа | ||||
3. | Основные эстетические категории | 2 ч. | 2ч. | - | - | - | Конспекты; Дискуссия на семинаре | |||
4. | Основные этапы истории эстетической мысли | 2 ч. | 4 ч. | - | - | - | Конспекты; Семинар - закрепление знаний | |||
5. | Эстетическая и художественная деятельность. Эстетика как философия искусства. | . | 2 ч. | - | - | - | ||||
6. | Философско-эстетические концепции творчества; личность творца | 2 ч. | - | - | - | Конспекты; Представление исследовательского проекта | ||||
7. | Жизнь произведения искусства в культуре. Восприятие искусства. | 2 ч. | 2 ч. | - | - | - | Конспекты; Участие в case-study | |||
Эстетика повседневности | 2 ч. | Конспекты; Участие в case-study | ||||||||
Итого: | . | |||||||||
Итоговый контроль: | Экзамен |
5. Содержание учебной дисциплины
5.1.Наименование и содержание разделов учебной дисциплины