Единство (монизм)

6. Единство (монизм): система строится на едином основании, путем организации накопленных знаний и позволяет объяснять одним принци­пом все явления, входящие в предмет данной науки. Расположив все изве­стные химические элементы в порядке увеличения их атомного веса, Д. Менделеев создал периодическую систему, поднявшую химию на но­вый уровень и, позволившую описать свойства еще не открытых элемен­тов только благодаря знанию их места в периодической системе. Замеча­тельное свойство системы: она дает возможность получать новые знания из нее самой. Монизм — главный признак научной системы. В культуре накоплено много наблюдений и теоретических идей. Однако универсаль­ные концепции, охватывающие развитие художественной культуры не­многочисленны: система Аристотеля и система Гегеля. Единым основа­нием эстетической системы в обоих случаях был принцип взаимоотноше­ния искусства и действительности.

Минимальная достаточность

7. Минимальная достаточность: минимальное число исходных поло­жений способствует такому развертыванию идей, что в совокупности они охватывают максимальное количество фактов и явлений. А. Эйнштейн по поводу этой особенности науки говорил: «Исходные гипотезы становятся все более абстрактными, далекими от жизненного опыта. Но зато мы при-

ближаемся к благороднейшей научной цели: охватить путем логической дедукции максимальное количество опытных фактов, исходя из минималь­ного количества гипотез и аксиом» (Зелиг. 1964. С. 60). Этот принцип при­дает научной системе логическое изящество и красоту. Красота научной си­стемы — один из признаков ее плодотворности и верности.

Принципиальная разомкнутость

8. Принципиальная разомкнутость: готовность воспринять и теорети­чески обобщить новые факты. Эстетика обобщает опыт художественного развития человечества, а он бесконечен, поэтому замкнутая система эсте­тики, претендующая на абсолютную завершенность, несовершенна в принципе (в этом был недостаток грандиозной гегелевской эстетической системы). Жизненна и плодотворна лишь эстетическая система, способ­ная к заполнению «белых пятен», развивающаяся с каждым художествен­ным открытием.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: