Психологические механизмы художественного творчества

5. Психологические механизмы художественного творчества. Юнг считал, что психология может быть поставлена в связь с эстетикой. Суще­ствует пограничная зона между этими науками — психология искусства (психология творчества и психология восприятия).

Художественное творчество начинается с обостренного внимания к жизни мира и предполагает «редкие впечатления» (Гете), умение их удержать в памяти и осмыслить.

Память

Память — психологический фактор творчества. У художника она не зеркальна, а избирательна и носит творческий характер. Живописец Фальк велел своим ученикам запоминать впечатления от натуры и затем писать этюды по памяти. Известно, какое значение имела память в твор­честве Пруста. Считая, что действительность художественно формирует­ся именно в памяти, он воскрешал прошлое и запечатлевал затем воспо­минания в произведении.

Воображение

Воображение комбинационно-творчески воспроизводит блоки пред­ставлений, впечатлений и образов, хранящиеся в памяти, комбинирует и рисует в сознании художника живые картины, которые он фиксирует в ху­дожественном тексте. Благодаря воображению в сознании художника воз­никают живые картины. Русский писатель XIX в. Гончаров писал: «...лица не дают покоя, пристают, позируют в сценах, я слышу отрывки их разго­воров — и мне часто казалось, прости Господи, что я это не выдумываю, а что это все носится в воздухе около меня и мне только надо смотреть и вдумываться» (Гончаров. 1955. С. 71). Воображение имеет много разно­видностей: фантасмагорическое — у Гофмана, философско-лирическое — у Тютчева, романтически-возвышенное — у Врубеля, болезненно ги­пертрофированное — у Дали, полное таинственности — у Бергмана, реа­листически-строгое и гротескное — у Феллини. Творческое воображение принципиально отличается от галлюцинации. Согласно Флоберу при гал-

люцинации вы испытываете ужас и ощущаете что вы умираете, плоды же воображения доставляют радость и эстетическое наслаждение.

Ассоциации

Ассоциации (от лат. association = участвующий, соединенный, объе­динение, союз; этот термин предложен Локком в книге «Опыт о человече­ском разуме», 1698 г.; см. об этом «Оксфордский словарь английского языка») — мысли или образы, возникающие при виде предмета или при восприятии высказывания; путем установления сходства, или путем от­талкивания, благодаря воспоминанию или нахождению аналогий с по­мощью подсознания; возникающие по смежности, сходству и контрасту «переклички» между впечатлениями бытия, непредсказуемые логикой прыжки воображения сопоставляющие эти впечатления и неожиданные сопряжения далеко отстоящих друг от друга явлений. Вся литература «по­тока сознания» основывается на ассоциативном мышлении. Психоанали­тики используют свободные ассоциации как инструмент исследования подсознания. Ассоциации возникают на основе предшествующего опыта. Здание психической жизни человека, — согласно Миллю, — составлено из «кирпичей» — ощущений и связывающего их цемента — ассоциаций. Художественное творчество осуществляется посредством бессознатель­ного синтеза тривиальной ассоциации с ассоциацией оригинальной, при­надлежащей другому семантическому полю. Художник мыслит ассоциа­тивно. Облако для него, как для чеховского Тригорина, похоже на рояль, а «на плотине блестит горлышко разбитой бутылки и чернеет тень от мель­ничного колеса — вот и лунная ночь готова»; судьбу же девушки он рас­крывает через судьбу птицы: «Сюжет для небольшого рассказа: на берегу озера с детства живет молодая девушка... любит озеро, как чайка, и счаст­лива, и свободна, как чайка. Но случайно пришел человек, увидел и от не­чего делать погубил ее, как вот эту чайку» (Чехов. 1948. С. 166,168, 189). Все риторические фигуры возникают благодаря ассоциациям и воображе­нию. «У капель тяжесть запонок» (Б. Пастернак) — чудо неожиданного сочетания несочетаемого поражает читателя. «Любое слово является пуч­ком, и смысл торчит из него в разные стороны, а не устремляется в одну официальную точку» (О. Мандельштам). Слово по своей природе много­значно, многовалентно и предоставляет поэту богатейшие возможности ассоциаций. Без ассоциаций не обходится ни один вид искусства.

Вдохновение

Вдохновение — специфически творческое состояние ясности мысли, интенсивности ее работы, богатства и быстроты ассоциаций, глубокого проникновения в суть жизненных проблем, могучего «выброса» накоп­ленного в подсознании жизненного и художественного опыта и непосред­ственное включение его в творчество, обостренная виртуозность в чувст­вовании формы. Вдохновение рождает необыкновенную творческую энергию, оно почти синоним творчества. Символом поэзии и вдохнове-

ния с древнейших времен служит крылатый конь Пегас. Вдохновение де­лает творческий процесс особенно плодотворным.

Внутреннее освобождение

Внутреннее освобождение — элемент психологического механизма творчества, разрешающий потребность творческой индивидуальности в публичной исповеди или проповеди; ощущение желания поделиться с близким человеком глубоким переживанием, ярким впечатлением, суще­ственной мыслью. Потребность во внутреннем освобождении, возникаю­щую в процессе творчества, выразительно описывает Данте: «Глаза мои изо дня в день проливали слезы и так утомились, что следовало бы осла­бить силу моих страданий и сложить слова, исполненные печали. И я ре­шился написать канцону, в которой, жалуясь, скажу о той, оплакивая кото­рую я истерзал душу. И я начал канцону «Сердечной скорби» (Данте. 1968. С. 41).

Благодаря памяти, воображению, ассоциациям, вдохновению, внутрен­нему освобождению в творческом сознании появляется множество образов, обстоятельств, ситуаций. Эстетический вкус помогает из бесчисленных ва­риантов отобрать лучшие. Творческий процесс — эстетическая селекция, он нацелен на читателя, на передачу ему определенной художественной инфор­мации и формирование системы его ценностных ориентаций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: