Автор и степень его предрасположенности к творчеству

Автор — творческая личность, обладающая рядом специфических ка­честв.

«Секрет писательства заключается в вечной и невольной музыке в душе Если ее нет, человек может только «строить из себя писателя» Но он не писатель» (Jung 1947 S. 99) Авторский труд (= творчество) — радостный и мучительный процесс «творец обыкно­венно испытывает одни огорчения Всякое творение есть творение из ничего В лучшем слу­чае пред нами безобразный, бессмысленный, большей частью упорный и твердый материал, с трудом поддающийся обработке Да и неизвестно, как его обрабатывать Каждый раз в го­лову приходит новая мысль, и каждый раз новую мысль, на мгновение показавшуюся бле­стящей и очаровательной, нужно отбрасывать как негодный хлам Творчество есть непрерывный переход от одной неудачи к другой Общее состояние творящего — неопреде­ленность, неизвестность, неуверенность в завтрашнем дне, издерганность И чем серьезнее, значительнее и оригинальнее взятая на себя человечеством задача, тем мучительней его са­мочувствие» (Розанов 1990 С 33)

Разные люди предрасположены к художественному творчеству в раз­ной степени: способность — одаренность — талантливость — гениаль­ность Художник, находящийся на более высокой ступеньке этой творче­ской лестницы, сохраняет те качества, которые присущи тем, кто располо­жен на низших ее ступенях, но непременно должен обладать еще рядом дополнительных высоких достоинств.

Способности художника,

Способности художника, согласно американскому психологу Гил­форду предполагают шесть склонностей беглость мышления, ассоциа­тивность, экспрессивность, умение переключаться с одного класса объ­ектов на другой, адаптационную гибкость, умение придавать художе­ственной форме необходимые очертания Способности обеспечивают создание художественных ценностей, представляющих общественный интерес

Одаренность

Одаренность предполагает остроту внимания к жизни, умение вы­бирать объекты внимания, закреплять в памяти тему ассоциаций и свя­зей, диктуемых творческим воображением Человек художественно ода­ренный создает произведения, обладающие устойчивой значимостью для

данного общества на значительный период его развития. Одаренность — это умение сосредотачивать внимание на объектах, достойных изби­рательного внимания, извлекать из памяти впечатления и включать их в систему ассоциаций и связей, диктуемых творческим воображением.

Талант порождает художественные ценности, имеющие непрехо­дящее национальное, а порой и общечеловеческое значение. «Большинст­во предпочитает середину между посредственностью и гениемта­лант. Не всякому охота менять всю жизнь свою на искусство. А сколько раз гений под конец своей карьеры раскаивается в своем выборе! «Лучше было не удивлять мир и жить в этом мире»,говорит Ибсен в послед­ней своей драме». (Шестов. 1991. С. 72—73).

Гений

Гений полно выражая суть своего времени, чаще всего как бы неуме­щается в свою эпоху. Он, можно сказать, тянет нить традиции от про­шлого к будущему и потому частью своего творчества принадлежит прошлому, а частью будущему. И лишь посредственные современники ви­дят только то, что в гении от настоящего, да и то видят неполно. «По­стылый, скучный, раздражающий труд есть условие развития гения. Оттого верно люди так редко добиваются чего-нибудь. Гений должен согласиться культивировать в себе ослаэто условие так унизительно, что на него человек идет только в крайнем случае... Генийжалкий и слепой маньяк, которому прощаются все его странности ввиду приноси­мой им пользы. И все-таки мы все поклоняемся настойчивости и гениюединственному богу, в которого еще верит современность» (Шестов. 1991. С. 72—73). Гений создает высшие общечеловеческие ценности, имеющие значимость на все времена. Гениальность художника проявля­ется и в силе восприятия мира, и в глубине воздействия на человечество. «Гения без воли нет, но еще больше нет, еще меньше есть — без наития» (Цветаева. 1991. С. 74).

Вокруг фигуры гения много таинственных легенд и теоретических спекуляций. В гениальности есть «отклонение от нормы». «Гениальность редко встречается в союзе с преобладающей разумностью; напротив, ге­ниальные индивидуумы часто подвержены сильным аффектам и неразум­ным страстям» (Шопенгауэр. 1900. С. 196). Однако художественная гени­альность не есть форма умственной патологии и по справедливому суж­дению Гоголя, «искусство есть водворенье в душу стройности и порядка, а не смущенья и расстройства» (Гоголь. Т. 6. С. 382). Это относится и к воздействию произведения на публику, и к процессу художественного творчества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: