Рецептивный подход

Рецептивный подход стремится понять произведение через ряд его конкретных исторических, групповых и индивидуальных восприятий, рассматривая его в исторической развернутости, в восприятии разными поколениями читателей в разные эпохи. Читатель (слушатель, зритель) не пассивный объект воздействия произведения, а «продуктивный по­требитель», для которого процесс потребления одновременно процесс творчества.

Художественная критика учитывает обе стороны системы «текст — реципиент» — воздействие текста, обусловленное его художественной значимостью, и рецепцию читателя, обусловленную его индивидуально­стью и конкретно-историческими условиями бытия. Это позволяет гово­рить о двух горизонтах в исследовании произведения - художественном и историческом.

Конкретно-социологические исследования

Конкретно-социологические исследования позволяют раскрыть картину социального функционирования произведения, выявить среду его распространения, охарактеризовать рецепционные предпочтения и ориентации публики. Сила воздействия произведения на читателя (зрителя, слушателя) и распространенность этого воздействия в раз­ных социальных средах поддаются измерению. Конкретно-социологи­ческие исследования помогают увидеть картину этих процессов. Ана­лиз должен схватывать изменение самого социального веса произведе­ния, его смысла и значения, его аксиологического фокуса и функцио­нальной доминанты.

Все это касается не только внутренней организации художественного явления, но и его социального бытия, которое осуществляется через взаимодействие произведения с аудито­рией, через интерпретацию его критикой, организующей общественное мнение. Эти факто­ры определяют социальный статус и онтологию произведения. В свою очередь история общественной «репутации» произведения, трактовка его критикой, внимания к нему публи­ки не безразлична для прочтения художественного шедевра и служат одним из ключей к его современной интерпретации и оценке.

Пятое мыслительное действие (шаг)

Пятое мыслительное действие (шаг) — итоговое суждение о смысле и ценности произведения, понимание сути, обретение целостно­го взгляда на предмет путем синтеза и обобщения результатов, получен­ных на предшествующих четырех этапах анализа. Синтез возвращает исследователя на новом витке спирали познания к общему плану, но обогащенному детализированным видением предмета в подробностях его внешнего и внутреннего строения. Пятое мыслительное действие ве­дет к целостному видению произведения и конкретно-всеобщему суж­дению о нем. Это итоговое суждение достигается с помощью инстру­ментов синтеза, технологии обобщения, реализующих исходную уста­новку и приводящих в систему результаты анализа его внешних и внут-

ренних связей и его функционирования. Складывается итоговое конк­ретно-всеобщее суждение о художественной концепции. Только методо­логия многоподходная и «централизованная» единым историческим взглядом способна привести к итоговому целостному пониманию смыс­ла произведения.

оценку художественной концеп­ции, выявление ее богатства и оригинальности

Целостный анализ включает в себя оценку художественной концеп­ции, выявление ее богатства и оригинальности. В художественной кон­цепции консолидируются качества, которые придают произведению цен­ностный статус, составляют его ценностное ядро, в «снятом» виде содер­жащее в себе все предшествующие ему ценностные слои.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow