Гуманизм — высшая цель и смысл эстетики и искусства

В ХХ в. искусство выдвинуло концепцию непрерывно растущего человека. Од-

нако результаты этого роста могут быть и отрицательными. Американ­ский фантаст Д. Шеллиг в рассказе «Чудо-ребенок» прогнозирует непре­рывный и ускоренный рост личности, который приводит к страшным по­следствиям....Доктор Эллиот изобрел и применил к ребенку своих друзей стимулятор физического и духовного роста. Результаты сказочны: в шес­тинедельном возрасте ребенок уже сам ест и разговаривает, в два года — читает книги. Доктор Эллиот утверждает, что ускоренный рост — единст­венный для ребенка способ выжить в условиях усиливающейся беспо­щадной конкуренции. Однако шестилетний чудо-ребенок, развиваясь как конкурентоспособный эгоист, все более и более отчуждается от людей. Обеспокоенный происходящим, отец идет к доктору Эллиоту и отнимает у него тетрадь с заголовком «Ребенок будущего. Проспект», в которой чи­тает: «У ребенка будущего... шестой год будет отмечен высоким развити­ем его стремлений к соревнованию... Он... обратится против своих роди­телей и быстро уничтожит их, как помеху к своему дальнейшему разви­тию». Отец в ужасе. Он торопится домой, но, отперев дверь, слышит предсмертный крик своей жены... Таковы результаты «непрерывного рос­та» личности, если этот рост не освящен гуманистическими идеями и че­ловек эгоцентрически замкнут, не имеет целей вне себя. Развитие харак­тера на эгоистической основе оборачивается деградацией всего человече­ского в человеке.

Рост личности вне ее гуманистической ориентации и вне самоценно­сти, а также развитие общества вопреки интересам человека одинаково губительны. Однако с гуманизмом в истории дело обстояло невесело, символом чего служит сервантесовский образ пастушонка, которого хозя­ин порол за малейшую провинность. Благородный искатель справедливо­сти Дон Кихот заступился за бедного мальчишку и даже пригрозил хозяи­ну расправой, если тот и впредь будет жесток. Но как только рыцарь уехал, хозяин сильнее прежнего поколотил пастушонка. И когда рыцарь вновь появился в этих краях, мальчишка умолял его больше не заступать­ся за него; поиск добра оборачивается новым, еще худшим злом. Может быть, идея непротивления злу насилием справедлива? А может быть, не теми средствами боролся со злом Дон Кихот?

Научный и технический прогресс — величины векторные (= имеют определенное направление). В истории человечества почти всякое техни­ческое открытие оборачивалось не только новыми благами, но и новыми несчастьями для людей. Средневековый монах Б. Шварц изобрел поро­шок для фейерверка. Однако вскоре порох превратился в средство разру­шения и убийства. Электромагнето, с помощью которого неофашистские «ультра» пытали людей, — такое же дитя технического прогресса, как и холодильник в нашей квартире. Атомный взрыв в Хиросиме и катастрофа

в Чернобыле — тоже порождения прогресса. Однако нет подлинного про­гресса общества вне гуманизма.

Какова же роль искусства в современном мире? Когда-то Достоевский провозгласил: «Красота спасет мир». Однако почему же она его до сих пор не спасла? Разве мало было шедевров искусства в истории человече­ства? Свифт после издания «Путешествия Гулливера» ждал исправления мира, избавления его от зла и был очень огорчен тем, что мир не испра­вился даже через десять лет. Как же можно надеяться на красоту и искус­ство, если опыт истории столь печален? «Ревизор» не упразднил ни взя­точничества, ни бюрократизма. Шекспир не избавил мир от Яго, Пушкин

— от Сальери, Мольер — от мизантропов и ханжей.

Глеб Успенский рассказал, как Венера Милосская выпрямила одного из угнетенных, согнутых жизнью людей. Но сколько людей остались со­гнутыми, сломленными в том самом мире, в котором существуют и Вене­ра Милосская, и «Сикстинская мадонна» Рафаэля! Многие охранники фа­шистских концлагерей были любителями музыки и даже создавали орке­стры из заключенных. Музыканты несли гармонию надсмотрщикам, а надсмотрщики музыкантам — смерть. И от коричневой чумы мир спасла не музыка, а сила оружия и героизм людей. В обществе действуют многие силы, и красота, искусство — лишь одна из них. Красота способна «спа­сать мир», но тогда, когда разрушительные действия других сил не унич­тожают на корню все то, что созидает искусство.

Высшая цель науки — давать людям знания. Высшая цель техники — опираясь на знания, добытые наукой, удовлетворять материальные и духовные потребности людей. Высшая цель искусства — всестороннее развитие социально значимой и самоценной личности, удовлетворение ее духовно-эстетических потребностей, наслаждение художественными шедеврами и формирование ценностных ориентаций. Поэтому искусст­во способно одухотворить научный и технический прогресс, освятить его идеями гуманизма. Развитие человека, его самосовершенствование

— результат духовного труда личности. И в этом труде искусство — по­мощник человека. Идеал (быть может, недостижимый, но от этого не ме­нее желанный): развитие человека идет через общество, во имя людей, а развитие общества — через человека, во имя личности. В этой диалекти­ке взаимообогащения человека и человечества — смысл и суть истории и высшее гуманное назначение искусства споспешествовать этому взаи­мообогащению.

Библиография

Аверинцев С. С. Поэтика ранней византийской литературы. М., 1976.

Аверинцев С. С. Риторика в истории европейской культурной традиции. М., 1996.

Адамар Ж. Исследования психологии процесса изобретения в области математики. М., 1970.

Аксенова О. Русская философия и национальное самосознание // Сборник резюме XIX Всемирного философского конгресса. М., 1993. Т. 2.

Андронников И. Из жизни Остужева // Новый мир. 1959. № 6.

Анненский И. Книга отражений. М., 1979.

Аполлинер Г. Стихи. М., 1967.

Аристотель. Об искусстве поэзии (Поэтика). М., 1957.

Аристотель. Соч. В 4 т. Т. 1. М., 1975.

Арнаудов М. Психология литературного творчества. М, 1970.

Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. Л., 1963;

Асмус В.Ф. Вопросы теории и истории эстетики. М., 1968.

Асмус В Ф. Предисловие к «Античные мыслители об искусстве». М., 1937.

Балашов Н.И. Новый взгляд на различительные особенности западноевропейской ли­тературы и искусства Ренессанса и XVII столетия // Академические тетради. № 1.

Балашов Н. И. Соотношение идеального и жизненно-реального в художественных сис­темах Ренессанса и XVII столетия как критерий развенчания этих систем // Известия Акаде­мии наук. Серия литературы и языка. 1993. Т. 52. № 1.

Балашов Н.И. Эстетика Канта // История немецкой литературы. Т. 2. М., 1963; Бальзак об искусстве. М.-Л., 1941.

Бальзак О. Собр. соч. В 15 т. М., 1955. Т. 13.

Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М.,1989.

Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.

Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979.

Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренес­санса. 1964.

Бачепис Г. Интеллектуальные драмы Сартра // Современная зарубежная драма. М, 1962.

Белинский ВТ. Полн. собр. соч. В 13 т. Т. 4. М., 1954.

Белый А. Начало века. М. — Л., 1933.

Бердяев Я. Л. Смысл творчества. М., 1989.

Бердяев Н.А. Самопознание. М., 1990.

Берковский Н. Театр Шиллера // Вопросы литературы. 1959. № 11.

Бёрк Э. Философское исследование происхождения наших идей возвышенного и пре­красного. М., 1978.

Библер B.C. От наукоучения к логике культуры. М., 1991.

Благой Д. Д. Проблемы Просвещения в мировой литературе. М., 1970.

Бласс Ф. Герменевтика и критика. Одесса, 1881.

Блок А. О литературе. М., 1931.

Блок А. Собр. соч. В 8 т. Т. 5. М. — Л., 1962.

Блюменфельд В. Проблема классицизма // Литературный критик. 1938. №9—10.

Бобринская Е.А. Концептуализм. М, 1994.

Бодлер Ш. Об искусстве. М, 1986.

Болингброк. Письма об изучении и пользу истории. М, 1978.

Борее Ю. Искусство интерпретации и оценки (Опыт прочтения «Медного всадника»). М., 1981.

Борее Ю. Комическое или о том, как смех казнит несовершенство мира, очищает и об­новляет человека и утверждает радость бытия. М., 1970.

Борее Ю. О трагическом. М., 1961.

Борее Ю. Сталиниада. Чита, 1992.

Борее Ю. Эстетика. В 2 т. Смоленск. 1997.

Бочаров С. Г. Поэтика Пушкина. М., 1974.

Боэси де ля Э. Рассуждения о добровольном рабстве. М., 1952.

Бояджиев Г. Вопрос о классицизме XVII в. // Ренессанс. Барокко. Классицизм. М., 1966.

Брехт Б. Пьесы. М., 1958.

Брехт Б. Краткое описание новой техники актерской игры, вызывающей так называе­мый "эффект отчуждения" // О театре. М., 1960.

Бродский И. Нобелевская лекция // Бродский И. Стихотворения. Таллин, 1991.

Брох Г. Дух и дух времени // Называть вещи своими именами. М., 1986.

Буало Д. И. Поэтическое искусство. М., 1957.

Будагов Р. А. Из истории слов «романтический» и «романтизм» // Известия АН СССР. 1968.

Булгаков CH. В 2 т. М., 1993. Т. 2.

Бычков В. В. Византийская эстетика. М.,1977.

Бычков В. В. Зарождение средневековой эстетики числа и ритма // Философия искусст­ва в прошлом и настоящем. М., 1981.

Бычков В. В. Эстетика поздней античности. М.,1981.

Бюхер К. Работа и ритм. М., 1923.

Вакенродер В. Г. Фантазии об искусстве. М., 1977.

Валери П. Об искусстве. М., 1993.

Ван Гог. Письма. М.—Л., 1966.

Ванслов В. В. Эстетика романтизма. М., 1966.

Васильев А. Раб Менона // Академические тетради. № 1.

Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств. М., 1930.

Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств. М., 1995.

Вельфлин Г. Ренессанс и барокко. СРБ, 1913.

Веселовский А. Н. Историческая поэтика. Л., 1940.

Веселовский А. Н. О методе и законах истории литературы как науки / Журнал Мини­стерства Народного Просвещения. 1870.

Вильмонт Н. Борис Пастернак // Новый мир. 1987. № 6.

Винер Н. Кибернетика и общество. М., 1958.

Виппер Ю. Б. Формирование классицизма во французской поэзии начала XVII в. М., 1967.

Волльман Ф. Гуманизм, ренессанс, барокко и русская литература // Русско-европейские литературные связи. М.—Л., 1966.

Вольтер. Избр. страницы. М., 1913.

Вольтер. Избр. произведения. М., 1947.

Вольтер. Эстетика. М., 1980.

Врубель М.А. Переписка. Воспоминания о художнике. Л., 1976.

Выготский Л. С. Психология творчества. М., 1965.

Вяземский П.А. Полн. собр. соч. В 12 т. Т. 1. СПб., 1878.

Гадамер Г. Актуальность прекрасного. М., 1991.

Гайденко П.П. Герменевтика // Философский энциклопедический словарь. М., 1983.

Гегель Г.В.Ф. Соч. В 14 т. Т. XII. М.—Л., 1959.

Гегель Г.В.Ф. Эстетика. В 4 т. М., 1970—1972. Гейне и театр. М., 1959.

Гейне Г. Собр. соч. В 10 т. М., 1959. Т. 6, 9.

Герцен АИ. Об искусстве. М., 1954.

Гершензон М.О. Мудрость Пушкина. М., 1919.

Гете И.В. Избр. произведения. М., 1950.

Гильберт К., Кун Г. История эстетики. М., 1960.

Гоголь Н.В. Собр. соч. В 6 т. М, 1963.

Гончаров И.А. Собр. соч. В 8 т. Т. 8. М., 1955.

Григорьева Т.П. Японская художественная традиция. М, 1979.

Гринцер П. Древнеиндийский эпос. Генезис и типология. М., 1974.

Гринцер П. А. Основные категории классической индийской поэтики. М., 1987.

Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М., 1972.

Данте Алигьери. Божественная комедия. М., 1961.

Декарт Р. Рассуждение о методе. Избранные произведения. М., 1956.

Дидро Д. Избр. произведения. М., 1951.

Дидро Д. Об искусстве. В 2 т. М.—Л., 1936

Дидро Д. Парадокс об актере. М., 1957.

Дидро Д. Соч. В 10 т. М.—Л., 1935—1947. Т. V.

Добролюбов Н.А. Собр. соч. В 9 т. Т. 6. М., 1963.

Достоевский Ф.М. Письма. В 4 т. Т. 4. М., 1959. Древнеиндийская философия. М., 1963.

Еремеев А. Ф. Первобытная культура: происхождение, особенности, структура. В 2 т. Саранск, 1997.

Жан-Поль. Приготовительная школа эстетики. М., 1981.

Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л., 1977.

Завадский И.А.,Новикова Л.И. Искусство и цивилизация. М., 1986.

Западное искусство ХХ в. М., 1992.

Зелиг К. Альберт Эйнштейн. М., 1964.

Иванов В. Лик и личины России. Эстетика и литературная теория. М., 1995.

Иконников А. В. Художественный язык архитектуры. М., 1985.

Искандер Ф. Воспоминания о романе // Академические тетради. № 1.

Искандер Ф. Попытка понять человека // Литературная газета. 20.01.1993.

Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. М., 1994.

История всемирной литературы. В 9 т. Т. 1. М., 1983.

История древнего мира. М, 1937. Т. 1.

История европейского искусствознания. В 3 т. М., 1963—1969.

История французской литературы. М.—Л., 1946.

История эстетики. Эстетические учения XVII—XVIII вв. Т. 2. М., 1964.

История эстетической мысли. В 6 т. М., 1985—1987.

Каверин В. Собеседник. М., 1973.

Каган М.С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике. Л., 1971.

Каган М. С. Философия культуры. СПб., 1996.

Кант И. Критика способности суждения. СПб., 1898.

Кант И. Соч. В 6 т. М., 1963—1966.

Кириченко Е.И. Русская архитектура 1830—1910-х годов. М., 1978.

Клаус Г. Кибернетика и философия. М., 1963.

Козлова О. Т. Фотореализм. М., 1994.

Коллжгвуд Р.Дж. Принципы искусства. М., 1999.

Кошут Дж. История Флеш Арт. 1991. № 1.

Крамер С. Н. История начинается в Шумере. М., 1965.

Кронберг И. Исторический взгляд на эстетику. Харьков, 1830.

Куделин А. Б. Средневековая арабская поэтика. М., 1983.

Кьеркегор С. Наслаждение и долг. Киев, 1994.

Киркегор С. Афоризмы, эстетика // Вестник Европы. 1886. Май.

Лало Ш. Введение в эстетику. М., 1915.

Лев Толстой об искусстве и литературе. М., 1958.

Лекции по истории эстетики. Кн. 1—4. Л., 1973—1980/Под ред. М.С. Кагана.

Леонардо да Винчи. Избр. произв. В 2 т. М., 1935.

Леон-Портилья М. Философия нагуа. Исследование источников. М., 1961.

Леопарди Дж. Этика и эстетика. М., 1978.

Лессинг Г.Э. Избр. произв. М., 1953.

Лессинг. Лаокоон. М., 1957.

Литературно-эстетические концепции в России конца XIX — начала ХХ в. М., 1975.

Литературные манифесты западноевропейских романтиков. М., 1980.

Литературные манифесты французских реалистов. Л., 1935.

Литературные теории немецкого романтизма. Документы. Л., 1934.

Лихачев Д.С. Поэзия садов. Л., 1982.

Лихачев Д. С. Контрапункт стилей как особенность искусства. Л., 1981.

Лихачев Д. С. Заметки о русском // Новый мир. 1980. № 3.

Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. Л., 1979.

Лосев А. Ф. История античной эстетики. В 6 т. М., 1963—1980.

Лотман Ю. М. Культура и взрыв. М., 1992.

Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров. Человек — текст — семиосфера — история. М., 1996.

Лотман Ю. М. Структура художественного текста. М., 1970.

Мамардашвили М. К. Классический и неклассический идеалы рациональности. Тбили­си, 1984.

Мандельштам О. Слово и культура. М., 1987.

Манн Т. Собр. соч. В 10 т. М., 1960.

Манн Ю.В. Русская философская эстетика. М., 1969.

Маркес ГГ Сто лет одиночества. М., 1979.

Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Киев, 1995.

Мастера искусства об искусстве. Т. 1—7. М., 1965—1970.

Матье М. Э. Древнеегипетские мифы. М.—Л., 1965.

Матье М.Э. История искусства Древнего Востока. В 2 т. Т. 1. Л., 1941.

Маца И. Л. История эстетических учений. М., 1962.

Мошковский А. Альберт Эйнштейн. М., 1922.

Мелетинский Е. М. Возникновение и ранние формы словесного искусства // История всемирной литературы. В 9 т. Т.1.

Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1976.

Мережковский Д. С. О причинах упадка и о новых течениях современной русской лите­ратуры. СПб, 1893.

Миллер О. Лекции. Запись Л. Иполитова. 1863—1864 (рукопись ФБОН).

Мириманов В. Б. Европейский авангард и традиционное искусство (проблема конвер­генции) // L'Arbor moundi. Мировое дерево. 1993. № 3. С. 101.

Мириманов В. Черная Африка и новая эстетика // Академические тетради. № 1.

Мириманов В. Б. Первобытное и традиционное искусство. М., 1973.

Митри Ж. Визуальные структуры и семиология фильма // Строение фильма. М, 1984.

Михоэлс С.М. Статьи, беседы, речи. М., 1960.

Мокульский С. С. Французский классицизм // Западный сборник. М; Л., 1937.

Монтескье Ш. Избр. произв. М, 1955.

Мопассан Г.де. Полн. собр. соч. В 12 т. М., 1958.

Морозов А. "Маньеризм" и "барокко" как термины литературоведения // Рус. литерату­ра. 1966. № 3.

Морозов А. Проблемы европейского барокко //Вопросы литературы. 1968. № 12.

Моруа А. Литературные портреты. М., 1970.

Набоков В. Лекции по русской литературе. М., 1996.

На грани тысячелетий: мир и человек в искусстве ХХ в. М., 1994.

На грани тысячелетий: судьба традиций в искусстве ХХ в. М., 1994.

На пороге третьего тысячелетия: проблемы художественной культуры. М., 1997.

Никольский В.А. История русского искусства. Берлин. 1923.

Ницше Ф. Полн. собр. соч. В 9 т. Т. 1. М., 1912.

Новерр Ж.Ж. Письма о танце и балетах. Л.; М, 1965.

Обломиевский Г. Французский классицизм. М., 1968.

Олеша Ю.. Ни дня без строчки. М., 1965.

Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М., 1991.

Осповат Л. Как становятся Маркесом //Маркес Г. Г. Сто лет одиночества. М., 1979.

Оцуп Н. Серебряный век // Числа. 1933. № 7—8.

Памятники мировой эстетической мысли. В 5 т. М., 1962—1968.

Пастернак Б. Л. Об искусстве. М., 1990.

Пастернак Б.Л. Стихотворения и поэмы. М.—Л., 1965.

Никсонов Н. К. Творческая история «Горе от ума». М., 1928.

Пинский Л. Поэтическое и художественное. Выразительное // Вопросы литературы. 1997. Март—апрель. Писатели США о литературе. В 2 т. М., 1982.

Платон. Гиппий Больший. Ион. Федр. Пир // Платон. Соч.: В 3 т. М., 1968.

Плеханов Г. В. Искусство и литература. М., 1948.

Плеханов Г.В. Избр. филос, произв. В 5 т. Т. 5. М., 1958.

ПодгаецкаяИ. Поэтика сюрреализма // Критический реализм ХХ века и модернизм. М., 1967.

Поляков М. Поэзия критической мысли. М., 1968.

Поляков М.Я. О театре: поэтика, семиотика, теория драмы. М., 2001.

Поспелов Г. Н. Сумароков и проблема русского классицизма // Ученые записки МГУ. 1948. В. 127. Кн. 3.

Потебня А.А. Слово и миф. М., 1989.

Потебня А.А. Эстетика и поэтика. М., 1976.

Потебня А.А. Из записок по теории словесности. Харьков, 1905.

Пригов Д. Стихограмма. М., 1979.

Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки. М., 1973.

Программные выступления мастеров западноевропейской литературы ХХ в. М., 1986.

Пуанкаре А. Математическое творчество. Юрьев. 1909.

Пуришев Б. И. Литература эпохи Возрождения. М., 1996.

Пушкин Ф.С. Собр. соч. В 10 т. М., 1958.

Рабинович В.Л. Viva mortua в исповедальном слове Августина // Материалы Всемирного философского конгресса. В 2 т. М., 1993. Т. 2.

Радищев А.Н. Полн. собр. соч. В 2 т. Т. 1. М.—Л., 1938.

Раппопорт С. X. Искусствознание и точные науки // Искусство и точные науки. М., 1979.

Раппопорт С.Х. От художника к зрителю. М.,1978.

Ренессанс. Барокко. Классицизм. М., 1966.

Рёскин Дж. Пре-Рафаэлитизм. М., 1902.

Рикёр П. Герменевтика. Этика. Политика. М., 1995.

Рифтин Б.Л. Историческая эпопея и фольклорные традиции в Китае. М., 1970.

Роден О. Сборник статей о творчестве. М., 1960.

Родионова Т. Интонация как инструмент анализа природы мироздания // Академические тетради. № 4.

Роллан Р. Собр. соч. В 14 т. Т. 3. М., 1955.

Розанов ВВ. Сочинения. М., 1990.

Русский футуризм. Теория. Практика. Критика. Воспоминания/Сост. В. Н. Терехина, А.П. Зименков. М., 1990.

Руссо Ж.Ж. Избр. соч. В 3 т. Т. 1. М., 1961.

Руссо Ж.Ж. Об искусстве. М.—Л., 1959.

Саккетти Л. Эстетика в общедоступном изложении. В 2 т. Пг., 1917. Т. 2.

Сакулин П.Н. Проблема «творческой истории». Л., 1930.

Сакулин П. Н. Социологический метод в литературоведении. М,, 1925.

Самосознание европейской культуры ХХ в. М., 1991.

Самсонов Н.В. История эстетических учений. В 3 т. М., 1915.

Свифт Дж. Путешествия Гулливера. М., 1947.

Сб. Литературного центра конструктивистов. М.-Л., 1925.

Сезанн П. Переписка. Воспоминания современников. М., 1972.

Сент-Бев Ш. Литературные портреты. Критические очерки. М., 1970.

Симонов К. Собр. соч. В 10 т. Т. 1. М., 1979.

Смирнов А. Шекспир. Ренессанс и барокко // Из истории западноевропейской литерату­ры, М.—Л., 1965.

Соллертинский И. И. Избранные статьи о музыке. Л.; М., 1946.

Соловьев В. Три речи в память Достоевского. М., 1884.

Спиноза Б. Этика // Спиноза Б. Избр. произв. В 2 т. Т. I. M.—Л., 1957.

Станиславский К.С. Собр. соч. В 8 т. Т. 1. М., 1954.

Столович Л.Н. Жизнь, творчество, человек. М., 1985.

Столович Л.Н. Искусство и игра. М., 1987.

Столович Л.Н. Красота. Добро. Истина. М., 1994.

Столович Л.Н. Природа эстетической ценности. М., 1972.

Столяров Я. Несколько слов о красоте в технике. Харьков, 1910.

Страда В. Пространство, время, менталитет // Академические тетради, № 1.

Страхов П. Эстетические задачи техники. М., 1906.

Тагер Е. Возникновение модернизма // Русская литература конца XIX — начала ХХ ве­ка. Девяностые годы. М., 1968.

Тахо-Годи А.А. Греческая мифология, М., 1989.

Тахо-Годи А.А. Классическое и эллинистическое представление о красоте в действи­тельности и искусстве // Эстетика и искусство. М., 1966.

Твардовский А.Т. Собр. соч. В 5 т. М., 1971.

Теории, школы, концепции. В 6 т. М., 1974—1985.

Толстой А.Н. Собр. соч. В 10 т. Т. 10. М., 1961.

Толстой Л.Н. О литературе. М., 1955.

Топоров В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтическо­го. М., 1995.

Тронский ИМ. История античной литературы.

Трубецкой Е. Умозрение в красках. М., 1916.

Тургенев И. С. Гамлет и Дон-Кихот // Собр. соч. В 20 т. Т. XI, М, 1956.

Тынянов Ю. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977.

Тэйлор Э. Первобытная культура. М., 1939.

Тэн И. Философия искусства. М., 1933.

Угринович Д.М. Искусство и религия. М., 1982.

Унамуно М. де. Избранное. В 2 т. Л., 1981. Т. 2.

Флобер Г. Об искусстве. М., 1991.

Флоренский П. Избранные труды по искусству. М., 1996.

Флоренский П. Обратная перспектива//Труды по знаковым системам. Т. 3. Тарту. 1967.

Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. М., 1997.

Хейзингой. Homo ludens. //Самосознание европейской культуры ХХ в. М., 1991.

Холмогорова О. В. Соц-арт. М., 1994.

Хрестоматия по истории западноевропейского театра. В 2 т. М., 1956.

Цветаева М.И. Об искусстве. М., 1991.

Чаадаев П. Я. Философические письма. Казань, 1906.

Чернышевский Н. Эстетические отношения искусства к действительности. Статьи по эстетике. М., 1938.

Чехов А. П. О литературе и искусстве. Минск, 1957.

Чехов А.П. Соч. В 20 т. Т. 11. М., 1948.

Шантен деля Соссей Л.Д. Иллюстрированная история религии. В 2 т. СПб., 1910.

Швейцер А. Культура и этика. М., 1973.

Шевырев С. Теория поэзии. СПб, 1887.

Шекспир У. Гамлет. М., 1964.

Шеллинг Ф. Система трансцендентального идеализма. Л., 1936.

Шеллинг Ф.В. Философия искусства. М., 1966.

Шестов Л. Апофеоз беспочвенности. Л., 1991.

Шефтсбери. Эстетический опыт. М., 1975.

Шиллер Ф. Статьи по эстетике. М., 1935.

Шкловский В. Заметки о прозе русских классиков. М., 1953.

Шлегель Ф. Эстетика, философия, критика. М., 1983. Т. 1.

Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. М., 1900. Т. 1. Кн. III.

Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993.

Щедрин Н. Полн. собр. соч. В 20 т. М.—Л., 1933—1941.

Эйзенштейн С. Избр. произв. В 6 т. М., 1964—1966.

Эккерман И. П. Разговоры с Гете. М.; Л., 1934.

Элиаде М. Аспекты мифа. М., 1998.

Элиан. Пестрые рассказы. М.—Л., 1964.

Эллис. Русские символисты. Мусагет. М., 1910.

Элюар П. Стихи. М., 1971.

Энгельмейер П.К. Теория творчества. СПб., 1910.

Эренбург И. Мена всех. Конструктивисты поэты. [Сб.]. М., 1924.

Эстетика американского романтизма. М., 1977.

Эстетика раннего французского романтизма. М., 1982.

Юм Д. О трагедии // Вопросы литературы, 1967, № 2.

Юнг К. Феномен духа в искусстве и науке. М., 1992.

Якобсон Р. Язык и бессознательное. М, 1996.

Ястребова КА. Формирование эстетического идеала и искусство. М, 1976.

Яусс Х. Р. К проблеме диалогического понимания //Вопросы философии. 1994. № 12.

Яркевич И. Литература, эстетика, свобода и другие интересные вещи // Интернет. 1999.

Bahadur W. An Aspect of Indian Aestheties. Madras, 1956.

Bayet С. Précis d'histoire de l'art. P., 1986.

Beckson K., Ganz A. Literary Terms. A Dictionary N. Y. 1989.

Berron F. Creativity and Personal Freedom. Princeton, 1968.

Bollouin J.—L. La poesie surrealiste. P., 1964.

Breton A. Manifeste du surréalisme. P., 1929.

Burnhat J. Alice's Head: Reflections on Conseptual Art // Artforam. February, 1970.

Celant G. Arte Povera. Milano, 1969.

Chateaubriand F.R. de. Les Aventures du dernier Abencèrade. P., 1958.

Derain A. Lettres à Vlamink. P., 1955.

Einstein С. Die Kunst ХХ Jahrhunderst. Berlin, 1926.

Gadamer K.G. Wahrheit und Methode. Tubingen, 1960.

Golding J. Le Cubisme. P., 1965.

Guldendals. Tibinds Leksikons Terms. A Dictionary. Kopenhagen.

Hiesenberg W. Tradition in Science // The Nature of Scientific Discovery. Washington, 1975.

Kindermann H. Meister der Komödie, 1952.

Kosuth J. Art after philosophy // Studio International. October. 1969.

Lecky. History of the Rise and Influence of the Spirit of Rationalism.

Leymarie J. Dasain ou le retour à l'ontologie. Genève, 1948.

Lippard L.R. Pop Art. N. Y., 1966.

Lippard L. Six Years: The Dematerialization of the Art Object. N. Y., 1973.

Lippard L, Chandler J. The Dematerialization of Art// Art international. February. 1968.

Max J. Naissance du Cubisme // Nouvelles littéraire. 1928.

Munro Th. Toward Science in Aesthetics. N. Y., 1956.

Paperi S.A. The Matematical Inconscion // On Aesthetics in Science. Cambridge. L., 1978.

Rose H.L. The Oxford Classical Dictionary. L., 1963.

Rousseau J.J. Œuvres Complètes. P., 1826. V. I.

Rousseau J.J. Œuvres et correspondence. P., 1861.

Rozenkranz К. Aestetik des Hässlichen. Königsberg, 1853.

Schleiermacher F. Hermeneutik. Heidelberg, 1969.

Scott A.F. Current Literary. L., 1980.

Sol Le Witt. Paragraph of Conceptual Art // Art international. January. 1969.

Sola Pinto V. de. Byron's dramatiec prose. Nottingham, 1954.

Vauxelles L. Exposition Braque // Gil Blass. 14. 11.

Vlamink M. Tournant dangereux. P., 1929.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: