Неклассической эстетики

Неклассическая эстетика — сложный комплекс новых тенденций в эстетике XX века, в основе которого лежат принципы плюрализма, многовариантности, опосредованности отношений человека с миром всем комплексом культурных достижений.

Для неклассической эстетики характерны: плюрализм мнений и свобода трактовок;


• особая роль интуиции и догадки, переживания и чувствования;

• завуалированность логического и рационального компонента;

• расширение проблемного поля;

• отход от классической философии и фундаментальности;

• усиление интереса к проблемам прикладного характера;

• принижение значимости прекрасного в качестве идеала и совершенства эстетических представлений;

• появление таких понятий, как «выразительное», «занимательное», «зрелищное»;

• эстетизация всей культуры;

• эстетизация в искусстве того, что ранее не входило в художественную область: диссонанс, дисгармония (музыка); нефигуративность, асимметрия (в живописи); абсурд, безобразное (театр, литература);

• уход от художественного канона как системообразующего начала;

• понимание искусства как процесса, не имеющего конца и начала, результата и стадий, исполнителя и заказчика;

• применение нового подхода к творчеству, заключающегося в рождении новых форм сотворчества;

• отход от самого главного принципа всей классической эстетики: соответствия, меры, гармонии, порядка.

Неклассическая эстетика представлена разными течениями: интуитивизм, фрейдизм, экзистенциализм, структурализм, семиотическая эстетика, социальная эстетика и др.

Представителем эстетики интуитивизма является Нобелевский лауреат Анри Бергсон (1895-1941). Согласно его теории эмоциональность переживания действительности заставляет человека искать духовное начало посредством искусства. Именно искусство помогает человеку ощутить «длительность» переживания мира, полагаясь на «жизненный порыв». Он пишет о мистическом чувстве, которое проявляет «контакт» творческого порыва человека и жизни.

Значительно обогатили эстетику идеи такого неклассического направления как фрейдизм. Зигмунд Фрейд (1895-1939) разрабатывает принцип психоанализа и распространяет его на философию вообще и эстетику в частности. Карл Густав Юнг (1875-1961) создает теорию «коллективного бессознательного» (подробнее см. тему «Эстетическое сознание и эстетическая деятельность»).

Экзистенциальная эстетика первой половины XX века связана с такими именами, как М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю, X. Ортега-и-Гассет. Огромное влияние на этих философов оказали идеи Э. Гуссерля (Эдмунд Гуссерль - немецкий философ, основатель такого направления в философии XX века, как феноменология, ближе скорее к «философии жизни», но именно его идеи оказывают значительное влияние на эстетику

экзистенциализма в XX веке). Он поднимает значимость изначального опыта сознания на более высокую ступень.

Мартин Хайдеггер (1889-1976) переводит тему Гуссерля о «кризисе науки» на язык экзистенциализма как «кризис человека». Хайдеггер стал рассматривать «понимание» не в гносеологическом, а в онтологическом плане, т. е. не как способ познания, а как способ существования. В экзистенциальной аналитике, развиваемой им в работе «Бытие и время» (1927), «понимание» выступает как одна из основных характеристик человеческого бытия. Понимание есть форма первичной данности мира человеку. Оно не просто лежит в основе нашего отношения к тем или иным текстам, но в основе нашего отношения к миру. Процесс понимания текста неотделим от процесса самопонимания читающего. Но это ни в коей мере не означает, что в процессе интерпретации интерпретатор волен подвергать текст насилию, сообразуясь исключительно со своими собственными запросами. В ходе истолкования речь идет о понимании того предметного содержания, которое несет в себе текст, и которое не зависит ни от наших интенций, ни от интенций автора.

Жан-Поль Сартр (1905-1980) считает, что человеческая субъективность является главным критерием выбора в любой ситуации. Поэтому человек ответственен за все, что проявляет его субъективность. Наиболее ярко человек проявляет свою сущность в искусстве. Отсюда поднимаемая Сартром проблема ответственности художника за свое произведение. Он пишет о том, что писатель «ангажирован» ситуацией, в которой ему приходится творить.

Альбер Камю (1913—1960) рассматривает искусство как человеческую муку, но муку необходимую, потому что именно искусство выводит нас на встречу «с другим». Такая встреча хотя и приумножает опыт, но одновременно демонстрирует человеку всю абсурдность его устремлений. Искусство посредством образов создает только видимость того, что трудно объяснимо разумом. Эта видимость нужна человеку только для установления согласия с самим собой. Камю является представителем эстетики экзистенционализма, направленной на решение эстетических проблем через призму человеческого существования. Камю в знаменитом «Мифе о Сизифе» рассматривает проблему творчества и таланта. Талант — это то, что дано не каждому человеку. Дается он свыше и существует как предназначение. Творец - это тот, кто принужден богами реализовывать свой талант. Творчество — это реализация своего предназначения. Оно имеет две стороны для человека: он вынужден страдать от «мук» творчества, но при этом получает высшее наслаждение от него. Творчество - это овладение человеком миром хаоса.

Хосе Ортега-и-Гассет (1883-1955) пишет о том, что искусство может служить массам и становиться массовым или быть элитарным, если оно


служит элите. Искусство массовое в корне отличается по своим социальным задачам от искусства элитарного. Отсюда его вывод о том, что социальные функции искусства нельзя рассматривать вне социальности общества. Гассет формулирует основные критерии массового и элитарного искусства: массовое стремится к упрощенности, доступности, зрелищно-сти, множественности, типичности, а элитарное - к индивидуализации, единичности, сложности, избранности, духовности. Возникновение массового искусства является признаком его дегуманизации. Дегуманизация связана с процессами кризиса искусства, которое оказывается неспособным воздействовать на духовную сущность человека. Наиболее известными его работами являются «Восстание масс» и «Дегуманизация искусства».

Ярким явлением в эстетике начала XX века стал структурализм, основателем которого считают Фердинанда де Соссюра (1857-1913). Структурализм привносит в эстетику методы лингвинистического анализа и поднимает проблемы понимания людьми друг друга через искусство.

Представители эстетики структурализма, среди которых можно выделить Р. Якобсона, Я. Мукаржовского, А. Ригеля, К. Леви-Стросса, рассматривают вопросы о функциях искусства или человека в контексте культуры, Искусство они рассматривают как язык культуры и особого рода текст, представленный языковыми формами знаков. Основной темой эстетики структурализма стала природа мифа как одна из форм человеческого знания. Структуралисты с особым интересом относятся к проблемам формообразования как проявлению особой упорядоченности сущности. Любое произведение выступает для них прежде всего упорядоченной структурой. Структуралисты критикуют употребление в эстетике таких понятий, как «выразительность», «гениальность», «эмоциональность» и др., так как они, по их мнению, размыты и неустойчивы. При этом они отдают предпочтение таким понятиям, как «знак», «структура», «функция», «язык», считая их устойчивыми. Однако основным понятием структурализма становится «инвариант» - некая неустойчивая связь элементов, выступающая глубинной основой самых разных произведений. Восприятие художественного текста - это не только восприятие его сюжета, это и восприятие его структуры.

Структурализм способствовал развитию семиотического направления в эстетике. Семиотическое направление эстетики начала XX века исследует:

• происхождение смыслов и имен художественных элементов и их историческую динамику;

• искусство (в дополнение к пространственно-временным, социальным, мировоззренческим и художественным методам) в рамках семиотического и информационного измерений;

• проблемы семиосферы как единой системы;

• произведение искусства как текст.

Михаил Михайлович Бахтин (1895-1975) - русский философ, эстетик семиотического направления. Бахтин досконально исследовал многогранный комплекс категорий и ценностей, связанный с таким культурным феноменом, как традиция европейского карнавала. Карнавал, по мнению Бахтина, представляет собой неофициальное, демократическое дополнение к господствующей культуре, осуществляющее релятивизацию официальных ценностей через их комическое снижение в народных праздничных действах («веселая относительность»). На первый план в карнавале выступает неизменная правда жизни, соотнесенная с телесным человеческим и мировым началом; иерархическая ценностная система претерпевает обращение, онтологические «верх» и «низ» в карнавальном мироощущении меняются местами, так что в своей тенденции карнавал предстает «веселой преисподней».

Идеи семиотики и фундаментальной герменевтики М. Хайдеггера активно развивались Гансом-Георгом Гадамером (1900-2002), который в произведении искусства предлагает видеть нечто большее, чем простой образ или отражение. Произведение искусства, согласно его теории, -особое «представление», возникающее из первообраза, благодаря которому происходит «прирост бытия».

Новые направления эстетической мысли возникают и в связи с выдвижением нового круга проблем, получивших в дальнейшем название культурологических. Интерес к проблемам художественной культуры в начале XX века связан с такими именами, как О. Шпенглер, П. Сорокин, О. Тойнби, Н. Бердяев и др.

Освальд Шпенглер (1880-1936) в знаменитой работе «Закат Европы. Причинность и судьба» выдвигает искусство в качестве одного из важнейших критериев динамики культуры. Все культуры отличаются друг от друга прежде всего душой. Поэтому для того, чтобы полнее понять культуру, необходимо особое приобщение к ее душе. Это возможно через искусство. Искусство каждой культуры необходимо изучать только с позиций анализа культурного своеобразия.

Особое место занимают в эстетике данного периода социальные проблемы. Теодор Адорно (1903-1969), представитель «Франкфуртской школы», создает теорию, согласно которой искусство можно использовать как средство навязывания определенного типа поведения. Особенно это проявляется в тоталитарных режимах. Возделывание в человеке рациональности, по его мнению, связано с убиением человеком самого себя. Такие люди становятся послушными в деле подавления других людей. Искусство должно помогать человеку освобождать и развивать свою свободу. По-


этому Адорно приветствует авангардные направления в искусстве XX века, называя их «искусством тотального отрицания». Классическое искусство, по его мнению, идеологично, а, следовательно, способно только усыплять человека, поэтому оно уводит от остроты социальных ощущений и оказывается выгодным для любых политиков. Отсюда выделение в теории Адорно такой функции искусства, как социальная, на первое место.

Эстетические идеи начала XX века не только создали и развили неклассическую эстетику, но и способствовали ее динамике во второй половине XX века, когда возникнет культура постмодернизма. Если попытаться классифицировать эти идеи, то они распадаются на следующие направления: проблемы выразительности индивидуального начала и проблемы социального начала в искусстве. К первой группе направлений можно отнести эстетику экзистенциализма, психоанализа, интуитивизма. Ко второму - эстетику структурализма, культурологическую эстетику и идеи социальной эстетики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: