Е мыслительное действие (шаг). Четвертое мыслительное действие (шаг) — определение смысла и ценности произведения в свете его социального функционирования

Четвертое мыслительное действие (шаг) — определение смысла и ценности произведения в свете его социального функционирования, вы­явление смысла и значения функционирования объекта и механизмов это­го функционирования. При функциональном подходе внимание исследо­вателя перемещается с произведения как художественной предметности на его социально-действенный аспект: художественный смысл и цен­ность произведения выявляются через его реальное функционирование в культуре. Такого рода исследования ведутся в двух направлениях: как конкретно-социологические и как рецептивно-эстетические.

В традиционной просветительской и романтической эстетике художественная сущность произведения отождествлялась с теми импульсами, которые оно дает восприятию интерпрета­тора, поле же восприятия сводилось к точке зрения реципиента. Художественное значение бы­ло слито с произведением, с его вещественной формой. В результате такого подхода восприятие произведения оказывалось чисто психологической проблемой. Писатель и читатель выступали как два атомарных индивида, разомкнутых во времени и пространстве, между которыми долж­на осуществиться духовно-эстетическая коммуникация. Коммуникация полагалась возможной не с любым читателем, а только с духовно развитым, образованным и способным быть на уров­не писателя. Реальная судьба произведения оставалась за пределами эстетики, и оно не воспри­нималось как средство диалогического общения автора и реципиента.

Рецептивный подход

Рецептивный подход стремится понять произведение через ряд его конкретных исторических, групповых и индивидуальных восприятий, рассматривая его в исторической развернутости, в восприятии разными поколениями читателей в разные эпохи. Читатель (слушатель, зритель) не пассивный объект воздействия произведения, а «продуктивный по­требитель», для которого процесс потребления одновременно процесс творчества.

Художественная критика учитывает обе стороны системы «текст — реципиент» — воздействие текста, обусловленное его художественной значимостью, и рецепцию читателя, обусловленную его индивидуально­стью и конкретно-историческими условиями бытия. Это позволяет гово­рить о двух горизонтах в исследовании произведения - художественном и историческом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: