Секвенцией называется перемещение какого-либо мелодического или гармонического оборота в восходящем или нисходящем направлении по определенным интервалам (за исключением чистой октавы, когда образуется простое повторение данного оборота, только в другом регистре).
Мелодико-ритмический рисунок и гармоническая основа перемещаемого музыкального материала при этом в основном сохраняются, но всякий раз звучат или на других ступенях, или в других тональностях. В последнем случае секвенция близка транспозиции и при сохранении ладового наклонения, по сути дела, смыкается с ней.
Оборот, положенный в основу секвенционного перемещения, называется звеном или мотивом секвенции. Минимально он может состоять из двух разных по высоте звуков (в мелодической секвенции) или двух различных аккордов (в гармонической секвенции), но может быть и гораздо более развитым.
Протяженность секвенции в целом (то есть количество содержащихся в ней звеньев) во многом зависит как от внутренней структуры самого мотива, так и от темпа исполнения музыки: если звенья достаточно велики, а темп медленный — их будет меньше (три-четыре), если же звенья короткие, а темп быстрый — их может быть значительно больше. Секвенция может быть образована минимально из двух звеньев.
Интервал, на который перемещается звено (мотив) секвенции, называется интервалом перемещения (или шагом секвенции). Обычно перемещение звеньев в секвенциях производится на узкие интервалы (секунду, терцию, кварту), так как перемещение их на широкие интервалы (например, квинту или сексту), что тоже встречается в музыке, будет восприниматься скорее как регистровое сопоставление, нежели собственно секвенция. Впрочем, иногда эффект такого сопоставления возникает и при перемещении на узкие интервалы, например на чистую кварту.
Мелизмы
В музыкальной практике издавна установились характерные краткие мелодические обороты, зашифровываемые определенными знаками, так называемые мелизмы (от греч. melos, что означает мелос, песня, мелодия.)
Мелизмы встречались уже в музыке XII—XV веков, но наибольшее распространение они получили в период с XV по XVIII век и, особенно в клавесинной музыке, где они выполняли различную роль. Одно из основных назначений мелизмов — украшение мелодии звуковой орнаментикой. Другое — как бы продление быстро затухающего звука клавесина. Кроме того, некоторые мелизмы служили своеобразной зашифровкой неаккордовых звуков и давали возможность композиторам избегать (по крайней мере, в нотной записи) сочетания аккордов с некоторыми видами неаккордовых звуков, например с задержаниями. Важнейшие виды мелизмов, сохранившие свое значение и в музыке последующих столетий: форшлаг, мордент, группетто и трель.