В. В. Бычков
ЭСТЕТИКА
— краткий курс —
Издательство «ПРОЕКТ»
Москва
УДК 18(075.8) ББК 87.8я73 Б 95
Бычков В.В.
Б 95 Эстетика. Краткий курс. — М.: Проект, 2003. С. 384.
ISBN 5-901660-27-7
Курс лекций известного ученого с мировым именем является учебником нового поколения, учитывающим новейшие достижения гуманитарного знания; ориентирован на молодежь XXI века, соответствует общим требованиям нового Государственного образовательного стандарта. Представляет собой полный курс эстетики, включающий краткий обзор истории эстетики, развернутое изложение эстетической теории, основных идей и проблем классической эстетики, выраженных в ее главных категориях, и подробный анализ современного состояния искусства и неклассической эстетики, возникшей на основе авангардно-модернистско-постмодернистского художественно-эстетического опыта XX века и продвинутого философско-эстетического дискурса.
Для студентов, аспирантов, преподавателей вузов и всех желающих повысить свой эстетический уровень.
|
|
Без объявления ISBN 5-901660-27-7
' ББК 87.8я73 © В.В. Бычков, 2003
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.........................................................................8
Глава!. ИСТОРИЯ ЭСТЕТИКИ...............................................10
1.1. Общие принципы историко-эстетического исследования....12
1.2. Протонаучный период истории эстетики..........................16
1.2.1. Античность и Средние века........................................16
1.2.2. Ренессанс................................................................20
1.3. Нормативно-рациоцентрическая эстетика........................24
1.3.1. Классицизм..............................................................25
1.3.2. Просвещение..........................................................27
1.3.3. Натурализм..............................................................28
1.3.4. Реализм..........................................1.......................30
1.4. Иррационально-духовное направление............................34
1.5. Эксплицитная эстетика....................................................41
1.5.1. Эстетика Канта........................................................42
1.5.2. Классическая эстетика после Канта............................45
1.6. Постклассическая эстетика..............................................49
Контрольные вопросы..........................................................55
Литература..........................................................................55
Глава 2. ПРЕДМЕТ ЭСТЕТИКИ...............................................56
Контрольные вопросы..........................................................65
Глава 3. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ......................................................66
3.1. Содержание и смысл эстетического..................................66
3.2. Эстетическое в жизни и культуре......................................78
3.3. Эстетический объект......................................................88
3.4. Эстетический субъект......................................................91
3.5. Эстетический предмет....................................................95
3.6. Эстетическое восприятие................................................99
3.7. Катарсис......................................................................105
|
|
3.8. Эстетический опыт........................................................108
3.9. Эстетическое сознание..................................................109
ЗЛО. Эстетическая культура................................................110
3.11. Эстетическое воспитание............................................111
Контрольные вопросы........................................................112
Литература........................................................................113
Глава 4. ВКУС..................................................................114
Контрольные вопросы........................................................126
Литература........................................................................126
Глава 5. ПРЕКРАСНОЕ.......................................................127
5.1. Античность..................................................................127
5.2. Патристика и схоластика..............................................130
5.3. Новое время................................................................133
5.4. Красота и прекрасное..................................................142
Контрольные вопросы........................................................146
Литература........................................................................147
Глава 6. ВОЗВЫШЕННОЕ..................................................148
Контрольные вопросы........................................................156
Литература........................................................................157
Глава 7. БЕЗОБРАЗНОЕ.....................................................158
Контрольные вопросы........................................................164
Глава 8. ИГРА..................................................................165
Контрольные вопросы........................................................177
Глава 9. ТРАГИЧЕСКОЕ. КОМИЧЕСКОЕ................................178
9.1. Трагическое................................................................178
9.2. Комическое................................................................185
Контрольные вопросы........................................................193
Литература........................................................................194
Глава 10. ИРОНИЯ...........................................................195
Контрольные вопросы........................................................202
Литература........................................................................202
Глава 11. ИСКУССТВО КАК ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН..........203
11.1. Античность................................................................204
11.2. Христианская культура..'..............................................208
11.3. Смысл искусства в классической эстетике......................215
11.4. Техногенная цивилизация............................................218
Контрольные вопросы........................................................224
Литература........................................................................224
Глава 12. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ИСКУССТВА...................226
12.1. Мимесис....................................................................226
12.2. Художественный образ................................................232
12.3. Художественный символ..............................................244
12.4. Канон........................................................................251
12.5. Стиль........................................................................255
12.6. Форма-содержание....................................................262
Контрольные вопросы........................................................270
Литература........................................................................271
Глава 13. XX ВЕК. РАДИКАЛЬНЫЕ МЕТАМОРФОЗЫ
ИСКУССТВА.......................................................272
13.1. Культурологические предпосылки................................272
13.1.1. Возникновение пост-культуры................................272
13.1.2. Провозвестники и предтечи пост-культуры..............275
13.1.3. Экзистенциализм — питательная среда пост-культуры..276
13.2. Хронотипологические этапы трансформации искусства..280
13.2.1. Авангард..............................................................281
13.2.2. Модернизм.................................................. '........287
13.2.3. Постмодернизм....................................................292
13.3. Основные принципы современной арт-деятельности......298
13.4. Эстетизация всего......................................................304
Контрольные вопросы........................................................309
Литература..................................................,.....................309
Глава 14. НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА.
ФИЛОСОФСКО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ИСТОКИ, СРЕДА, ПРЕДМЕТНОЕ ПОЛЕ............................................310
14.1. Негативная эстетика Ницше........................................312
14.2. Параэстетика Фрейда..................................................318
14.3. Структурализм............................................................326
14.4. Предметное поле нонклассики....................................330
Контрольные вопросы........................................................334
|
|
Литература........................................................................334
Глава 15. НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА. ПАРАКАТЕГОРИИ....335
15.1. Базовые принципы......................................................336
15.2. Структурно-эмпирические паракатегории „....................339
15.3. Приемы и принципы делания артефакта........................353
15.4. Некоторые итоги........................................................364
Контрольные вопросы........................................................369
Литература........................................................................370
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................. 371
ВВЕДЕНИЕ
Слова «красота», «прекрасное», «искусство», «стиль», «комично», «образ», «вкус», «гармония», «мера» и даже «эстетика», «эстетично» находятся сегодня в активном лексиконе почти каждого образованного человека. Однако далеко не все из них знают, что они (и не только) помимо своего обыденного употребления составляют категориальное ядро одной из наиболее интересных, сложных и все еще молодых наук гуманитарного цикла — эстетики, которая имеет большое будущее. Как самостоятельная научная дисциплина в составе философии эстетика оформилась в XVIII в., однако до сих пор внутри этой науки идут дебаты о ее предмете, категориях, содержании, объеме и других характеристиках. И дело заключается не в недостатке умных голов, размышлявших на протяжении последних столетий об этом, а в трудно-описуемости, вербальной неуловимости ее предмета, тонкости духовных материй, с которыми она призвана работать.
Эстетика как наука исторически возникла для изучения одной из глобальных (наряду с истиной, добром, святостью) человеческих ценностей, с древности обозначаемой как красота или прекрасное, и всего поля связанных с ней феноменов и отношений. Сегодня, после нескольких столетий напряженного изучения мыслителями самых разных ориентации сферы эстетического опыта и бурного развития искусства как главного феномена эстетического сознания, эстетику как науку можно с некоторой долей условности, характерной вообще для любых дефиниций, определить следующим образом. Это наука о неутилитарном созерцательном или творческом отношении человека к действительности, изучающая специфический опыт ее освоения (продуктивного контакта с ней), в процессе (и в результате) которого человек ощущает, чувствует, переживает в состояниях духовно-чувственной эйфории, восторга, неописуемой радости, катарсиса, духовного наслаждения и т.п. полную гармонию своего- Я с Универсумом, свою органическую причастность к нему в единстве его духовно-материальных основ, свою сущностную нераздельность с ним, а часто и конкретнее — с его духовной Первопричиной, для верующих — с Богом; достигает блаженного состояния абсолютной полноты бытия.
|
|
8 Введение
Главный парадокс бытия человека в Универсуме заключается в том, что в отличие от остальных элементов универсальной целокупно-сти он единственный и с древнейших времен (с тех пор как ощутил, а позже осознал себя чем-то самостоятельным, выделенным из Универсума) находится в состоянии глобального конфликта со всем и вся — с самим собой, с себе подобными, с социумом, с природой, с Богом, с Универсумом в целом. Христианство осознало это состояние как следствие первородного греха, экзистенциализм в XX в. — как глобальное отчуждение от бытия, как экзистенцию человека социального и т.п. Гипотез и теорий подобного типа человеческая мысль накопила немало. Сегодня в ситуации взрывоподобного развития техногенной цивилизации эта глобальная конфликтность обострилась до предела, фактически привела людей на грань самоуничтожения (то ли вследствие разрушительных социальных столкновений, то ли в горниле термоядерных войн, то ли в результате экологических катастроф).
Человечество отнюдь не сегодня ощутило опасность своего конфликтного бытия в Универсуме и уже с древности начало созидать Культуру в качестве главного средства преодоления изначальной конфликтности человека на двух основных столпах — религии и искусстве, сущностно, хотя изначально и внесозна-тельно, направленных на гармонизацию отношений человека со всеми компонентами Универсума. Религия стремится установить контакт и взаимопонимание человека с Богом и духовными уровнями Универсума, но также и гармонизовать отношения между людьми на основе зародившихся в ее лоне нравственно-этических систем. Искусство своей сущностной частью — художественно-эстетической — издревле гармонизует отношения человека с Универсумом в целом. Сегодня очевидно, что одним из эффективных средств устранения филогенетической конфликтности человека отчасти и в сфере религии, но особенно в искусстве с древности являлся эстетический опыт. Всестороннее изучение его и стало предметом той науки, к изучению которой мы приступаем.
Глава 1.