Бычков В.В

В. В. Бычков

ЭСТЕТИКА

краткий курс

Издательство «ПРОЕКТ»

Москва


УДК 18(075.8) ББК 87.8я73 Б 95

Бычков В.В.

Б 95 Эстетика. Краткий курс. — М.: Проект, 2003. С. 384.

ISBN 5-901660-27-7

Курс лекций известного ученого с мировым именем является учебником нового поколения, учитывающим новейшие достижения гуманитарного знания; ориентирован на молодежь XXI века, соответствует общим требованиям нового Государственного образовательного стандарта. Представляет собой полный курс эстетики, включающий краткий обзор истории эстетики, развернутое изложение эстетической теории, основных идей и проблем классической эстетики, выраженных в ее главных категориях, и подробный анализ современного состояния искусства и неклассической эстетики, возникшей на основе авангардно-модернистско-постмодернистского художественно-эстетического опыта XX века и продвинутого философско-эстетического дискурса.

Для студентов, аспирантов, преподавателей вузов и всех желающих повысить свой эстетический уровень.

Без объявления ISBN 5-901660-27-7

' ББК 87.8я73 © В.В. Бычков, 2003

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.........................................................................8

Глава!. ИСТОРИЯ ЭСТЕТИКИ...............................................10

1.1. Общие принципы историко-эстетического исследования....12

1.2. Протонаучный период истории эстетики..........................16

1.2.1. Античность и Средние века........................................16

1.2.2. Ренессанс................................................................20

1.3. Нормативно-рациоцентрическая эстетика........................24

1.3.1. Классицизм..............................................................25

1.3.2. Просвещение..........................................................27

1.3.3. Натурализм..............................................................28

1.3.4. Реализм..........................................1.......................30

1.4. Иррационально-духовное направление............................34

1.5. Эксплицитная эстетика....................................................41

1.5.1. Эстетика Канта........................................................42

1.5.2. Классическая эстетика после Канта............................45

1.6. Постклассическая эстетика..............................................49

Контрольные вопросы..........................................................55

Литература..........................................................................55

Глава 2. ПРЕДМЕТ ЭСТЕТИКИ...............................................56

Контрольные вопросы..........................................................65

Глава 3. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ......................................................66

3.1. Содержание и смысл эстетического..................................66

3.2. Эстетическое в жизни и культуре......................................78

3.3. Эстетический объект......................................................88

3.4. Эстетический субъект......................................................91

3.5. Эстетический предмет....................................................95

3.6. Эстетическое восприятие................................................99

3.7. Катарсис......................................................................105

3.8. Эстетический опыт........................................................108

3.9. Эстетическое сознание..................................................109

ЗЛО. Эстетическая культура................................................110

3.11. Эстетическое воспитание............................................111

Контрольные вопросы........................................................112

Литература........................................................................113

Глава 4. ВКУС..................................................................114

Контрольные вопросы........................................................126

Литература........................................................................126


Глава 5. ПРЕКРАСНОЕ.......................................................127

5.1. Античность..................................................................127

5.2. Патристика и схоластика..............................................130

5.3. Новое время................................................................133

5.4. Красота и прекрасное..................................................142

Контрольные вопросы........................................................146

Литература........................................................................147

Глава 6. ВОЗВЫШЕННОЕ..................................................148

Контрольные вопросы........................................................156

Литература........................................................................157

Глава 7. БЕЗОБРАЗНОЕ.....................................................158

Контрольные вопросы........................................................164

Глава 8. ИГРА..................................................................165

Контрольные вопросы........................................................177

Глава 9. ТРАГИЧЕСКОЕ. КОМИЧЕСКОЕ................................178

9.1. Трагическое................................................................178

9.2. Комическое................................................................185

Контрольные вопросы........................................................193

Литература........................................................................194

Глава 10. ИРОНИЯ...........................................................195

Контрольные вопросы........................................................202

Литература........................................................................202

Глава 11. ИСКУССТВО КАК ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН..........203

11.1. Античность................................................................204

11.2. Христианская культура..'..............................................208

11.3. Смысл искусства в классической эстетике......................215

11.4. Техногенная цивилизация............................................218

Контрольные вопросы........................................................224

Литература........................................................................224

Глава 12. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ИСКУССТВА...................226

12.1. Мимесис....................................................................226

12.2. Художественный образ................................................232

12.3. Художественный символ..............................................244

12.4. Канон........................................................................251

12.5. Стиль........................................................................255

12.6. Форма-содержание....................................................262

Контрольные вопросы........................................................270

Литература........................................................................271

Глава 13. XX ВЕК. РАДИКАЛЬНЫЕ МЕТАМОРФОЗЫ

ИСКУССТВА.......................................................272

13.1. Культурологические предпосылки................................272

13.1.1. Возникновение пост-культуры................................272

13.1.2. Провозвестники и предтечи пост-культуры..............275

13.1.3. Экзистенциализм — питательная среда пост-культуры..276

13.2. Хронотипологические этапы трансформации искусства..280

13.2.1. Авангард..............................................................281

13.2.2. Модернизм.................................................. '........287

13.2.3. Постмодернизм....................................................292

13.3. Основные принципы современной арт-деятельности......298

13.4. Эстетизация всего......................................................304

Контрольные вопросы........................................................309

Литература..................................................,.....................309

Глава 14. НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА.

ФИЛОСОФСКО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ИСТОКИ, СРЕДА, ПРЕДМЕТНОЕ ПОЛЕ............................................310

14.1. Негативная эстетика Ницше........................................312

14.2. Параэстетика Фрейда..................................................318

14.3. Структурализм............................................................326

14.4. Предметное поле нонклассики....................................330

Контрольные вопросы........................................................334

Литература........................................................................334

Глава 15. НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА. ПАРАКАТЕГОРИИ....335

15.1. Базовые принципы......................................................336

15.2. Структурно-эмпирические паракатегории „....................339

15.3. Приемы и принципы делания артефакта........................353

15.4. Некоторые итоги........................................................364

Контрольные вопросы........................................................369

Литература........................................................................370

ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................. 371


ВВЕДЕНИЕ

Слова «красота», «прекрасное», «искусство», «стиль», «комично», «образ», «вкус», «гармония», «мера» и даже «эстетика», «эстетично» находятся сегодня в активном лексиконе почти каждого образованного человека. Однако далеко не все из них знают, что они (и не только) помимо своего обыденного употребления составляют категориальное ядро одной из наиболее интересных, сложных и все еще молодых наук гуманитарного цикла — эстетики, которая имеет большое будущее. Как самостоятельная научная дисциплина в составе философии эстетика оформилась в XVIII в., однако до сих пор внутри этой науки идут дебаты о ее предмете, категориях, содержании, объеме и других характеристиках. И дело заключается не в недостатке умных голов, размышлявших на протяжении последних столетий об этом, а в трудно-описуемости, вербальной неуловимости ее предмета, тонкости духовных материй, с которыми она призвана работать.

Эстетика как наука исторически возникла для изучения одной из глобальных (наряду с истиной, добром, святостью) человеческих ценностей, с древности обозначаемой как красота или прекрасное, и всего поля связанных с ней феноменов и отношений. Сегодня, после нескольких столетий напряженного изучения мыслителями самых разных ориентации сферы эстетического опыта и бурного развития искусства как главного феномена эстетического сознания, эстетику как науку можно с некоторой долей условности, характерной вообще для любых дефиниций, определить следующим образом. Это наука о неутилитарном созерцательном или творческом отношении человека к действительности, изучающая специфический опыт ее освоения (продуктивного контакта с ней), в процессе (и в результате) которого человек ощущает, чувствует, переживает в состояниях духовно-чувственной эйфории, восторга, неописуемой радости, катарсиса, духовного наслаждения и т.п. полную гармонию своего- Я с Универсумом, свою органическую причастность к нему в единстве его духовно-материальных основ, свою сущностную нераздельность с ним, а часто и конкретнеес его духовной Первопричиной, для верующихс Богом; достигает блаженного состояния абсолютной полноты бытия.

8 Введение

Главный парадокс бытия человека в Универсуме заключается в том, что в отличие от остальных элементов универсальной целокупно-сти он единственный и с древнейших времен (с тех пор как ощутил, а позже осознал себя чем-то самостоятельным, выделенным из Универсума) находится в состоянии глобального конфликта со всем и вся — с самим собой, с себе подобными, с социумом, с природой, с Богом, с Универсумом в целом. Христианство осознало это состояние как следствие первородного греха, экзистенциализм в XX в. — как глобальное отчуждение от бытия, как экзистенцию человека социального и т.п. Гипотез и теорий подобного типа человеческая мысль накопила немало. Сегодня в ситуации взрывоподобного развития техногенной цивилизации эта глобальная конфликтность обострилась до предела, фактически привела людей на грань самоуничтожения (то ли вследствие разрушительных социальных столкновений, то ли в горниле термоядерных войн, то ли в результате экологических катастроф).

Человечество отнюдь не сегодня ощутило опасность своего конфликтного бытия в Универсуме и уже с древности начало созидать Культуру в качестве главного средства преодоления изначальной конфликтности человека на двух основных столпах — религии и искусстве, сущностно, хотя изначально и внесозна-тельно, направленных на гармонизацию отношений человека со всеми компонентами Универсума. Религия стремится установить контакт и взаимопонимание человека с Богом и духовными уровнями Универсума, но также и гармонизовать отношения между людьми на основе зародившихся в ее лоне нравственно-этических систем. Искусство своей сущностной частью — художественно-эстетической — издревле гармонизует отношения человека с Универсумом в целом. Сегодня очевидно, что одним из эффективных средств устранения филогенетической конфликтности человека отчасти и в сфере религии, но особенно в искусстве с древности являлся эстетический опыт. Всестороннее изучение его и стало предметом той науки, к изучению которой мы приступаем.


Глава 1.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: