Звуковая сфера может также прямо передавать содержание галлюцинаций. В фильме «SOS — Айсберг» один из полярных исследователей, плывущий через покрытый льдинами пролив к стойбищу эскимосов за помощью, изнемогая от утомления, вдруг слышит человеческие голоса, хотя кадр показывает только бескрайнее море. Здесь звуковой эффект выступает в новой роли: он раскрывает нам содержание слуховых галлюцинаций героя. Такова же функция музыки в американском фильме «Роз-Мари». Героиня — оперная певица — играет в фильме последний акт из «Тоски», но к оркестровому аккомпанементу вдруг начинают примешиваться посторонние мотивы индейской песни, которую она однажды слышала из уст своего возлюбленного. Мотивы песни — это галлюцинации пылающей от жара артистки. Кинозритель переживает это странное переплетение музыкальных мотивов, относя каждый звуковой слой к разной сфере: оперную музыку — к изображаемой в фильме сцене, любовную песню — к галлюцинациям певицы, которую трясет лихорадка. Этот эффект здесь достигается только при помощи музыки. Одна зрительная сфера оказалась бы не в состоянии передать так по-разному преломляющуюся двуслойность1.
|
|
То же самое относится к звуковому горячечному бреду композитора в фильме «Юность Шопена» или к лишенной реальности музыке, возникающей в воображении матери, которая лишилась рассудка после гибели сына, в фильме «Пятеро с улицы Барской». В фильме «Пограничная улица» старый еврей, который в горящем гетто творит свою последнюю предсмертную молитву, вдруг слышит ирреальные голоса детей, женщин и мужчин, целый хор, произносящий еврейскую заупокойную молитву. И кинозритель слышит их реально.
Интереснее всего музыка использована в этой функции в неоднократно приводимом нами фильме о Шопе-
1 Здесь следует еще отметить, что в этой функции музыка выступала уже в опере в «Пиковой даме» Чайковского музыкальные средства используются для передачи жутких галлюцинаций Германа при появлении духа мертвой графини. Но в опере эта сцена и роль музыки упрощены, так как призрак мертвой показан. В советской экранизации этой оперы, к счастью, этого упрощения удалось избежать.
не, где грохот почтовой кареты, вой ветра, звуки трубы почтальона медленно претворяются в фантазии мечущегося в жару Шопена в мотивы этюда a-moll op. 25, причем на фоне горячечных видений боев в Варшаве. Весь комплекс картин расплывается в тумане, когда Шопен теряет сознание, и звуки этой воображаемой музыки медленно переходят в свист ветра, который теперь превращается снова в реальный коррелят пурги. Для кинофильма характерно, что здесь музыкальные звуки могут органически переходить в шумовые эффекты, и всё вместе превращается в «музыку звуков и шумов».
|
|
Кинозритель слышит галлюцинации киноперсонажа и в значительной мере отождествляет себя с ним; ибо зритель воспринимает то, что представляет собой субъективное, внутреннее содержание (так как оно ничем не обосновано извне) переживаний данного киноперсо-нажа. Хотя в этот момент мы являемся самими собой, то есть кинозрителями, в то же время мы отождествляем себя с героем, так как мы разделяем с ним его самые сокровенные представления. Сам по себе зрительный кадр в принципе не создает возможности подобного отождествления. Выступающая в этой функции музыка изменяет установку кинозрителя. Она стирает грань между «я» и «не-я».
Укажем здесь еще на потрясающую сцену из «Ивана Грозного», где поет княгиня, потерявшая рассудок после того, как был убит ее сын. Вместо Ивана Грозного заговорщики убили ее бестолкового сына, преждевременно облачившегося в царские одежды Она подготовила это убийство своими руками. Властолюбивая старая княгиня в безумии поет над телом сына колыбельную песню о «черном бобре», которую она ему певала, когда он был ребенком, укачивая и видя его в своем воображении царем. Теперь она с каменным лицом безумной поет эту песню хриплым, иногда скрипучим голосом, прерывая ее паузами. Здесь, в этой ситуации музыка служит только признаком безумия.