Понятие эстетического воспитания. Воспитание «посредством искусства» и воспитание «для искусства». Идеи эстетического воспитания в истории, ставшие общими идеями и категориями педагогики.
Эстетическое воспитание в первобытном обществе. Воспитательная роль мифа. Классическая форма использования методов наглядных и образных в педагогических процессах, направленных на развитие общественной природы человека. Истоки идеи поэтической справедливости. Эстетическое воспитание в древнейших цивилизациях Востока. Школа и эстетическое воспитание. Целесообразный характер формирования личности посредством художественных образов и эстетических идей.
Педагогическая идея гармонии как примирения крайностей моральной жизни. Эстетическое воспитание в античном мире. Эстетическое воспитание в средних веках. Идея сочетания двух видов воспитания (религиозного и эстетического), «направленных к одному и тому же». Эпоха Возрождения. Идеал всесторонне, гармонически, артистически развитой целостной личности. Идеи эстетического воспитания в эпоху Просвещения. Понимание эстетического чувства как посредствующего звена между естественным стремлением человека к собственной пользе и чистым самоотречением. Моральный пафос реалистического искусства эпохи Просвещения. Катарсическая функция искусства модерна. Перспективы постмодернистского искусства в его воздействии на личность и общество.
|
|
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
СЕМИНАР 1
Эстетика как наука. Эстетическое отношение человека к действительности и его границы.
1. Предмет эстетики, ее методы и задачи. Роль эстетики в современности.
2. Соотношение этики и эстетики в философской традиции и в современной культуре.
3. Эстетика и герменевтика: концептуализация чувственных эффектов и толкование художественных смыслов.
4. Эстетика и искусствознание: границы между философией и историей искусств.
ЛИТЕРАТУРА
Адорно Т. В. Эстетическая теория. М., 2001.
Александрова Р. И. Этическое и эстетическое в творчестве М. М. Бахтина // Вопросы философии № 12, 1994.
Гадамер Г. Искусство и подражание. Эстетика и герменевтика. // Актуальность прекрасного. М., 1992.
Гегель Г. В. Ф. Эстетика в 4-х тт. М., 1973.
Коллингвуд Р. Д. Принципы искусства: Теория эстетики. Теория воображения. Теория искусства. М., 1999.
Лосев. А.Ф. История античной эстетики. Ранняя классика. Т.1; М.; 2000.
Мигунов А. С. Анти-эстетика // Вопросы философии № 7-8, 1994.
Щеглова Л. В. Значение этики в эпоху эстетизма // Известия ВГПУ. № 2 (03). Волгоград: «Перемена», 2003. - С. 3-9.
Вопрос для обсуждения:
Проанализируйте тезисы философа Л. Витгенштейна («Логико-философский трактат»):
«6.41. Смысл мира находится вне мира… Если есть некая ценность, действительно обладающая ценностью, она должна находится вне всего происходящего…
6.42. Поэтому и невозможны предложения этики. Высшее не выразить предложением.
6.421. Этика трансцендентальна. (Этика и эстетика суть одно).»