Природа и культура как объекты эстетического изучения. Основные понятия эстетики.
1. Эстетическая сторона природных и общественных процессов. Роль эстетического начала в человеческой жизни.
2. Эстетическая деятельность и эстетическое сознание.
3. Понятия эстетического идеала, эстетического вкуса, потребности, оценки.
4. Эстетика как философская дисциплина, изучающая динамику исторического развития искусства. Соотношение традиции и инноваций в искусстве.
ЛИТЕРАТУРА
Адорно Т. В. Эстетическая теория. М., 2001.
Гегель Г. В. Ф. Эстетика в 4-х тт. М., 1973.
Гройс Б. О новом // Б. Гройс. Утопия и обмен. – М. Знак, 1993.
Мукаржовский Я. Исследования по эстетике и теории искусства. М., 1994.
Овсянников М. Эстетика в прошлом, настоящем и будущем. М. 1989.
Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М., 1991.
Турук Г. П. Распознание художественных вкусов. М., 1999.
Устюгова Е. Н. Стиль и культура: Опыт построения общей теории стиля. СПб., 2003.
Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика. – В 2 т. - М., 1983.
|
|
Вопрос для обсуждения:
Прокомментируйте высказывание философа Б. Гройса об архивации художественных ценностей и о разделении профанной и сакральной сфер в культуре:
«В архив собирается в первую очередь то, что на формальном уровне кажется непохожим на то, что уже собрано, и тем самым удостоверяет свою «подлинность». Однако для создания нового не достаточно формального отличия. Для архива новизна реальной вещи заключается не только в ее инородности, но, прежде всего, в ее способности хотя бы непродолжительное время репрезентировать сферу профанного за пределами архива – и тем самым соответствовать принципу полноты. Реальность репрезентируется не архивом в целом, а только новым в архиве – в силу того, что это новое некоторое время удерживает ауру бренности, указывающую на судьбу всего реально сущего».
СЕМИНАР 3.