Риторические фигуры первого типа возникают на основе различного рода преобразований, деформации или замены знака или слова. Основными разновидностями этого типа фигур является синонимия - замена синтаксических и грамматических конструкций иными, но тождественными или сходными по смыслу. Одной из разновидностей стилистической синонимии являются архаизмы, замещающие общеупотребительные понятия устаревшими. Как правило, этот тип фигур применяется в рекламе на историческую тематику. Так, в рекламе банка «Империал» с графом Суворовым неожиданным архаизмом выступает колоритное: «Ждем-с, матушка...». Гораздо более характерной для рекламы риторической фигурой являются неологизмы - необычные для языка новые слова и выражения, а также специально созданные для обозначения новых предметов и понятий или заимствованные - к примеру, такие, как «памперсы», «тампакс», «сникерсни».
В качестве риторических фигур могут выступать также диалектизмы или жаргон, функционирующие в тексте как инородные включения, «цитаты» самой действительности. Так, скажем, в хорошо знакомом: «Чистота - чисто Tide» наречие «чисто» выступает одновременно и в своем непосредственном качестве, обозначая отсутствие грязи, и в качестве жаргонизма, семантически эквивалентного словосочетанию «говорить правду» и стоящего в одном ряду с таким, опять-таки двусмысленным, выражением, как «тормозить» = «говорить неправду», «обманывать» (поэтому характерное «Не тормози, сникерсни!» может быть воспринято одновременно и как призыв потреблять Сни-керс без снижения скорости, и как обращение к здравому смыслу потребителя не отставать от жизни, думать быстрее и принимать правильное решение, в высшей степени выгодное).
Каламбур (от франц. Calembour) - игра слов, шутливое обыгрывание звукового сходства различных по значению слов: «Осип охрип, а Архип осип». В живописи каламбур проявляется в тех ситуациях, когда одно и то же изображение содержит как бы несколько слоев, планов, ракурсов, а одни и те же его элементы выступают как сопоставление различных, как бы накладывающихся изображений. Подобные экзерсисы представляют, примеру, работы С.Дали «Невольничий рынок с исчезающем бюстом Вольтера», «Галлюциногенный тигр», «Незавершающаяся ваза» и т.п. В рекламе этот прием встречается достаточно редко ввиду того, что требует значительного интеллектуального напряжения и времени для восприятия. Поэтому чаще всего каламбур применяется в рекламе (особенно в статичной видеорекламе) не товаров массового потребления, а сложных технологий электроники и т.п. Так, в частности, организована реклама сотовых телефонов фирмы Motorola, где крупное поясное изображение мужчины как бы состоит их ячеек, сот с фотографиями лиц людей, как бы соединяемых этой связью.
К первому типу риторических фигур относятся также анаграмма и палиндром. Если в анаграмме новые слова образуются из букв старых (как псевдоним Харитон Макентин = Антиох Кантемир), то в палиндроме перестановки не произвольны, а могут касаться только направления чтения - «А роза упала на лапу Азора» (А.Фет) или «Я иду с мечом судия» (Г.Р.Державин). В рекламе, в принципе, палиндром и анаграмма могут быть использованы как загадки, щарады, однако, длина отрезка текста, подвергающегося модификации, здесь должна быть минимальной.