Тема 5. Фотографическое мышление как эстетическая проблема живописи
Специфика воздействия фотографии на живопись в период «фотографии до фотографии». Влияния фотографии на восприятие, художественное мышление и живописную практику в ходе истории.
Основные закономерности психологического и эстетического восприятия окружающего мира посредством фотографии в эпоху Ренессанса и до настоящего времени.
Влияние принципа секуляризации (отделения веры от знания) в эпоху Возрождения на живопись. Провозглашение человека с неограниченными способностями. Закон единства человека и природы.
Общее между фотографией и живописью в отображении экспозиционного пространства. Роль рамки – прародительницы галерей и музеев в фотографии. Визуальный разговор художника с реальностью посредством рамки (применение камеры-обскуры, пантографа, “физионотраса”, chiaro-oscuro, camera-lucida в живописи).
Эффект дагерровской диорамы - выставки картины-декорации в возникновении фотографии. Роль света и камеры-обскуры в восприятии пространства.
|
|
Отличительные черты живописи Нового времени и живописи, которая была понятна на протяжении пяти столетий (изменение выразительных средств, используемых художниками, дешифровка нового визуального средства – фотографии).
Познание человеком окружающего мира средствами фотографии и живописи.
Особенности влияния фотографической техники на изобразительную практику.
Фотографическое мышление как особый способ мышления, базирующийся на фотографических методах.
Фотографические приемы, повлиявшие на становление живописи (ракурс, светотеневой рисунок, наложение, длительность экспозиции и т.д.).
Литература:
1. Михалков В.И., Стигнеев В.Т. – «Поэтика фотографии» Москва, Искусство, 1989г.
2. Барт Ролан «Camera lucida» Комментарий к фотографии. – Москва, Ad Margineum, 1997г.