Эстетика мечты

Комментарий. Поэт-символист Серебряного века Федор Сологуб (1863 – 1927) испытал сильное воздействие эстетики европейского декаданса. Основной мотив его стихотворений и прозы – смерть, безумие. Элементы реалистического гротеска сочетается с причудливой фантастикой, мистикой. Любовь, искусство, мечта противостоят безысходной действительности.

В спорах о театре и вообще об искусстве очень неубедительно бывает, когда говорят о том, каким искусство вообще, и театральное в частности, будет или каким оно должно быть. Неубедительно всё это потому, что не так уж несомненны законы искусства; те правила, которые выведены из прежде бывших образцов искусства, вовсе не обязательны для будущего; психологические же основы искусства не настолько точно и исследованы.

<…> Изо всех же областей искусства наиболее запечатлено волевым характером творчество театральное. Это уже и потому, что нигде художнику не представляется так много препятствий, и нигде не предстоит такая необходимость в согласованном действии многих лиц, как в деятельности театральной.

Этим волевым характером театра в большой степени заражается и пассивно воспринимающий, зритель. Зритель активнее читателя; он определённее отзывается на зрелище, чем читатель на читаемое, и настойчивее выражает свою волю и своё суждение – осуждение или похвалу.

Мне кажется, что каждый, говорящий о театре, будет наиболее прав, если будет говорить о том, какого театра он хочет. Вот очень хороший театр, с очень сценичными пьесами, — но я, зритель, его не хочу, и для меня он погиб. Вот театр, которого вы, театральные деятели, не признаёте, и репертуар, который вам кажется несценичным, потому что он талантливо литературен, — но я, зритель, его хочу, и он должен быть. И если его нет, художественная жизнь страны терпит ущерб, потому что вместо театра, которого хочу я, зритель, вы даёте мне театр, которого хотят актёры; хотят потому, что он им удобен и даёт возможность показать свою хорошую игру.

Чего хочу я, зритель, приходящий в театр? Я вхожу в это огромное и прекрасное здание, ярко освещённое и наполненное нарядными и весёлыми людьми, вхожу за тем, чтобы высокое искусство театра очаровало меня. Я хочу, чтобы искусство театра отторгло меня от моей действительности и перенесло меня, восхищённого, к иным мирам. Я хочу восторга.

Но мне говорят:

— Вот ещё одна бытовая пьеса. Очень хорошая – даже и сам автор её хвалит.

И я знаю, что, когда раздвинется занавес, я увижу всё то, что я уже не однажды видел в жизни, и даже, может быть, не первый раз вижу на этих подмостках. Я уже знаю, что всё написано верно, и поставлено точно так, как бывает в жизни, и актёры как будто не играют, а живут на сцене. Но к чему всё это мне? Правда, я могу любоваться тем, как все это сделано, но разве я пришёл в театр для того, чтобы любоваться? Я благодарен автору, режиссёру, актёрам, директору, бутафору, суфлёру, всем благодарен за доставленное удовольствие. Но, чтобы мне не очень было скучно, я стану приспособлять пьесу к своим повседневным заботам. Дама обратит внимание на туалеты, общественный деятель и читатель газет проследят заложенную в пьесе общественную или политическую тенденцию, светский человек заметит анекдотические сходства, педагог задумается над моралью пьесы, эстет восхитится декорациями и частностями актёрской игры — и никто из зрителей не испытает наваждений, свойственных деянию искусства.

<…> Театральное волшебство начинается только тогда, когда вы смотрите и не смотрите, слушаете и не слушаете, – когда голоса актёров сливаются с голосом вашей мечты, когда над зрительной залой реют легкие крылья златокудрого гения грез.

Так со всяким искусством – это не роман, над которым не замечтаешься, это не песня, под звуки которой в душе не звучат иные голоса, – и так особенно с искусством театральным. Искусство наиболее волевое, искусство театральное особенно склонно навлекать на себя это, по-видимому, пассивное состояние души, погруженной в мечтательность. Только по-видимому пассивное, ничто так властно не двигает человека вперед, как мечта.

В этом акте мечты воспринимающий зритель, читатель, становится творцом. Все равно, от чего начинается его мечтательно-творческая деятельность: от впечатления жизни, от очарований искусства – всегда создания его мечты получают свое отдельное бытие, подчиненное своим законам, составляющим самобытную эстетику мечты.

Люди были бы гораздо счастливее и богаче душой, если бы они знали, что мечтание есть также творческая деятельность, как и всякое другое искусство. Подчиненное законам, объемлющим все искусства, искусство мечтаний имеет и свои законы. Искусство мечтаний еще в большей степени, чем искусство драматическое, объединяет в себе все искусства, и каждому из них даёт живую прелесть.

Неоцененное преимущество мечты состоит в том, что здесь творящий и воспринимающий совмещаются в одном лице, и в том, что здесь творческий замысел находится в наибольшем соответствии со средствами исполнения. Как и во всяком искусстве, материал мечтания берётся из действительности. Потому создания мечты обладают наибольшей несомненностью и убедительностью, наивысшей художественной ценностью и наибольшей очищающей силой. Даже и злая мечта низводит в душу человека такое утешение и просветление, которое едва доступно другим искусствам на самых их высоких ступенях.

Область эстетики мечтаний слишком обширна, чтобы о ней можно было говорить сколько-нибудь обстоятельно в пределах журнальной заметки. Скажу только, что образы мечты очень стойки в душе человека, очень настойчивы в своем стремлении воплотиться в жизни. Заговорил же я об этой эстетике для того, чтобы сказать, что театр, не обвеянный мечтой и не рождающий в душе зрителя мечтаний, – не театр, а только обезьяна театра.

Печатается по: Ф. Сологуб. Эстетика мечты // Театр и искусство. – 1915. – № 5.

Вопросы для самоконтроля

1. Навозите причины разделения искусства на виды.

2. Охарактеризуйте изобразительное искусство и мусическое искусство.

3. По каким признакам эстетика делит искусство?

4. Что такое синтез искусств?

5. Какие синтетические виды искусства вы знаете?

6. Основные виды синтетического искусства и их характерные черты.

7. Какие существуют соотношения между эстетикой мечты и театром, по Ф.Сологубу?

Литература

1. Борев Ю. Б. Эстетика: В 2-х т. – Смоленск, 1998.

2. Каган М. С. Морфология искусства. – Л., 1972.

3. Эстетика: Учеб. пособие / Под ред. А. Радугина. – М., 1998.


Тема 15. Основные проблемы эстетической теории

I. Сущность и природа художественного творчества.

II. Природа художественного произведения.

III. Проблемы художественного восприятия.

Основные понятия: художественное творчество, замысел, художественная одаренность, способности, талант, гениальность, воображение, вдохновение, художественный текст, произведение, образ, знак, метазнак, художественное восприятие, диалог, сотворчество, интерпретация.

I. В творческом процессе, порождающем художественный текст, все начинается с замысла. В замысле присутствует не только установка автора и его видение мира, но и конечное звено творческого процесса – реципиент. Создавая произведение, художник «мыслит» зрителем, писатель – читателем. Творчество – это процесс воплощения замысла в знаковую систему и вырастающую на ее основе систему образов, процесс объективизации мысли в тексте, процесс отчуждения замысла от автора и передачи через произведение реципиенту.

1. Художественному замыслу свойственна семиотически не оформленная смысловая определенность, намечающая тему и идеи произведения.

2. Замысел выражает эмоционально-ценностное отношение к теме, присутствует в сознании автора в несловесной (интонационной) форме.

3. Замыслу присуща потенциальная возможность знакового выражения, воплощения в образы.

Следует отметить три пути рождения художественного замысла:

· его порождение непосредственным впечатлением;

· его формирование в сознании художника;

· подсказывание извне.

Художественное творчество начинается с обостренного внимания к жизни мира и предполагает особые, «редкие» впечатления, а также умение их удержать в памяти и осмыслить. Память – психологический фактор творчества. У художника она не зеркальна, избирательна и носит творческий характер. Важный элемент творческого процесса – воображение, благодаря которому в сознании художника воспроизводятся и комбинируются фрагменты, образы, картины мира. Воображение имеет много разновидностей: фантасмагорическое, философско-лирическое, романтически возвышенное, болезненно гипертрофированное, гротескное. Творческое воображение доставляет эстетическое наслаждение и этим отличается от галлюцинации. Художественному мышлению также свойственны и ассоциации, возникающие на основе предшествующего опыта. Так, все риторические фигуры возникают благодаря ассоциациям и воображению.

Вдохновение делает творческий процесс особенно плодотворным. Вдохновение – особое творческое состояние ясности мысли, богатства и быстроты ассоциаций, обостренная виртуозность в чувствовании формы.

Факторами, определяющими генезис художественного произведения, являются:

а) креативность личности – фундаментальный творческий слой, определяющий устойчивое единство всех созданных художником текстов;

б) стиль мышления, определяющий структуру и художественное своеобразие произведения;

в) характер активности личности, определяющий способность воздействовать на людей.

Существует иерархия ценностных рангов, характеризующая степень предрасположенности человека к художественному творчеству: способность – одаренность – талант – гениальность. Так, способного художника отличают следующие качества: беглость мышления, ассоциативность, экспрессивность, умение переключаться с одного класса объектов на другой и придавать художественной форме необходимые очертания. Одаренность предполагает умение выбирать объекты внимания, создавать произведения, обладающие значимостью для какого-либо общества на определенном этапе его развития. Талант порождает художественные ценности, имеющие непреходящее национальное, а иногда – общечеловеческое значение. Гений создает высшие общечеловеческие ценности, имеющие значимость на все времена. Гений не умещается в свою эпоху и потому частью своего творчества он принадлежит прошлому, а частью – будущему.

II. Творческий процесс завершается воплощением замысла в художественный текст. Последний является системой знаков, кодирующих художественную информацию, и системой возникающих на основе этой информации внезнаковых образований – художественных образов. Художественный текст – физическое бытие художественной мысли, «начало» онтологии произведения. На приведенной ниже схеме выделены основные характеристики художественного текста.

 
 


Схема 15.1. Характеристики художественного текста

Когда текст воспринимается публикой, вовлекается в социальное функционирование – текст становится произведением. Художественное произведение – форма бытия и осуществления искусства, система художественных образов, составляющая целостность. Художественное произведение может включать в себя философские, научные, политические, моральные, правовые, религиозные идеи. Каждое новое поколение по-разному трактует смысл этого феномена культуры. Историческая изменчивость произведения находит почву во внутренних противоречиях, которые ему присущи.


Схема 15.2. Характеристики художественного произведения

Как можно заметить, возникновение и функционирование художественного произведения – сложный процесс. В нем сочетаются знаковое и незнаковое: из знаков складывается художественное высказывание – художественный образ (незнаковое образование); из образов складывается художественный текст, восприятие которого превращает его в произведение – метазнак (знак более емкого смыслового наполнения) художественной культуры. Метазнак (произведение) имеет смысл (художественную концепцию) и предметное значение (ценность для людей).

Один из важнейших вопросов эстетики – проблема взаимоотношения содержания и формы в художественном произведении. Художественное содержание – это образно-эстетическая и идейно-эмоциональная сфера значений и смыслов, воплощенных в конкретной художественной форме. Форма выражения содержания – это система материальных и художественных изобразительно-выразительных средств, порождаемая особенностями содержания. Внутренняя форма выражает, упорядочивает содержание произведения, реализуется в его стуктуре, композиции, жанре. Внешняя форма – это материальные изобразительные средства, организованные для воплощения внутренней формы. Внешняя форма опосредована материальной сущностью произведения.

III. Художественное восприятие – это взаимоотношение произведения искусства и реципиента, которое зависит от субъективных особенностей последнего и объективных качеств художественного текста, от художественной традиции, от общественного мнения. Еще Аристотель отмечал, что для осуществления творческого акта восприятия существуют два условия:

1. читатель и зритель должны относиться к художественному образу не как вымыслу, а как к своеобразной действительности;

2. они должны понимать условность изображенной в произведении жизни.

Только при соблюдении этих двух условий, по Аристотелю, возможно адекватное эстетическое восприятие произведения искусства.

Решая проблемы, сопряженные с художественным восприятием, И. Гете выделил три его типа: наслаждаться красотой, не рассуждая; судить, не наслаждаясь; судить, наслаждаясь, и наслаждаться, рассуждая. Именно те, кто способен к последнему типу художественного восприятия, по мнению Гете, и воссоздают произведение заново: только они способны усвоить все богатство художественной мысли.

В настоящее время в эстетике сложились три типа трактовки художественного восприятия.

Первый тип предложен классической эстетикой: произведение равно самому себе, художественное восприятие точно воспроизводит заключенное в произведении неизменное содержание.

Второй тип предложен современной рецептивной эстетикой: произведение не равно самому себе, оно исторически подвижно, его смысл по-разному раскрывается в зависимости от характера диалога текста с исторически меняющимся типом реципиента. Восприятие реципиента имеет историческую, индивидуально-возрастную, групповую и ситуационную обусловленности.

Третий тип исходит из концепции рецептивной эстетики, но подчеркивает границы вариативности смысла произведения. В художественном тексте содержится устойчивая программа ценностных ориентаций и смысла, которая обеспечивает подвижное, но не произвольное прочтение смысла.

Современная эстетика исходит из тезиса, согласно которому произведение искусства неправомерно рассматривать как воплощение раз и навсегда данной ценности или неизменного смысла. Оно многолико в своем воздействии на аудиторию. Это позволяет рассматривать фигуру реципиента не в качестве потребителя произведения, а в качестве создателя его смысла, значений, концепции.

Психология художественного восприятия зеркальна по отношению к психологии художественного творчества.

 
 


Схема 15.3. Механизмы художественного восприятия

Художественное восприятие имеет три временных плана:

· рецепция настоящего (непосредственное, сиюминутное восприятие произведения);

· рецепция прошлого (непрерывное сравнение с уже виденным, прослушанным, прочитанным, домысливание событий);

· рецепция будущего (предвосхищение на основе проникновения в логику движения художественной мысли);

Основной тезис. Искусство ставит и разрешает самые важные проблемы человеческого бытия и духа, оно было и во многом остается ключом для понимания высших человеческих ценностей. Эстетика выполняет роль наиболее общей науки об искусстве, наиболее широкой теории искусства. Эстетика учит понимать мир искусства и открывать красоту там, где, казалось бы, она полностью отсутствует, тем самым способствуя вовлечению каждого человека в мир художественной культуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: