1.Внешние (объективные)
-площадь;-технич-я оснащенность;-фонд з/п;-значимость произ-ва.
2.Внутренние (субъективные)
-качество личности;-сис-ма общ-х отнош-й;-взаимод-е с др. коллективами.
Ур-нь активности и способ форм-я коллектива зависит от:
-сходства состава членов (образ-е, проф. подготовка, соц. установки, хар-р);
-кол-во членов опред-я видом деят-ти, особ-ми произ-ва;
-организ-х способ-х и моральны х качеств руковод-ля (хар-р, опыт работы, стиль руковод-ва).
Стадии развития коллектива.
I Первичного синтеза
Созд. и формир-е коллектива. Руковод-ль и подчиненне выполняют опр-е функции.
Функции руковод-ля:
-изучение личного состава;
-знакомство коллектива с целями и задачами;
-распр-е ролей с учетом подготовки, опыта работы, личных пожеланй;
-определение режима работы.
Функции подчиненного:
-адаптация к условиям труда;
-адаптация к руковод-лю, его треб-м;
-адаптация д. к д.
IIСтадия дифференциации
1.Завершениевзаимного изучения.
2.Сближение людей в соот-ии с их интересами, складом хар-ра.
|
|
3.Образ-е малых групп:
-группа актива_поддерживает руковод-ля;
-группа пассива-стремиться делать как можно меньше, ищет работу по легче
-группа добросовестных исполнит-ей-делает свое делоЮ инициативы не принимает;
-дезорганизаторов.
IIIОбраз-я общность установок и интересов ед-во воли.
-изменить стиль деят-ти руковод-ля с авторитарного на демократ-й, треб-я большая гибкость;
-пониманиеколлективом требование руковод-ля;
-предъявление рук-ю более высоких треб-й (стимулирование его роста);
-созд. условия для твор-го роста каждого члена коллектива, оптимального реш-я задач;
-форм-я идеология, психология и культура коллектива.
Соц. роли и отношения в коллективе.
Можно рассмат-ть с 2-х позиций:
1)межличностные: -ведущие;-ведомые.
2)производственные.
1.Председатель: Функции(впитывает все возможные вар-ты, принимает решение); Свойтсва(умеет слушать, хорошо говорит, логичный, решит-й); Тип личности(спокойный, стабильный, нужд-я в высокомотивированной группе).
2.Формирователь: Ф(соед-т усилия членов группы в единое целое),С(динамичный, решит-й, напористый); Т(доминирующий, экстраверт, нужд-я в компетентной умеющей группе).
3.Генератор идей: Ф(источник идей); С(ум, богатое воображение, креативность); Т(нестандартная личность, нужд-я в мотивированном окружении, воспринимающем его идеи).
4.Оценщик идей: Ф(анализ и логические выводы, контроль), С(аналитичность, интеллектуальность, эрудированность, возвращает в реальность); Т(рассудительный, волевой, нужд-я в постоянном притоке информ-ии).
5.Организ-р работы: Ф(преобразование идей в конкретные задания, организ-я их выполнения); С(организ-р, волевой, решит-й); Т(нуждается в предложениях и идеях).
|
|
6.Организ-р группы: Ф(способствует согласию, улаживает разногласия, знает потреб-ти, проблемы членов группы); С(чувтствительность, дипломатичность, доброта, коммуникаб-ть); Т(эмпатичный, коммуникат-й, нужд-я в пост-м контакте с членами группы).
7.Исследователь рес-в: Ф(связующее звено с внеш. средой); С(общительный, увлекающийся, энергичный, привлекательный); Т(напористый, экстраверт, нуждается в свободе действий).
8.Завершитель: Ф(побуждает группу все делать во время и до конца); С(профессиональная педантичность, обязат-ть, ответ-ть); Т(педантичный, нужд-я в групповой ответ-ти, обяз-ти).
Каждый член коллектива может выполнять неск-ко ролей, дополняя одну другой, при этом обязательно есть доминирующая (базовая) роль.
Типы отношений м/у членами кол-ва.
1)дружеская кооперция-взаимопомощь, основанная на полном доверии;
2)дружеское соревнование-состязательство в отдельных сферах в рамках позитивных взаимоотношений;
3)невмешательство-дистанцирование др. от др., при отсутствии как соперничества, так и сотрудничества;
4)соперничество-ориентация на индиви-е цели, даже в условиях совместной работы, основанная на общем, взаимном доверии;
5)кооперацияантогонистов-сотрудничество в рамках общей деят-ти и негативных отношений др. к др.