Тема 8. эффективность управления

Управление как процесс, ориентированный на достижение заданной цели. Центральное место процесса принятия решений в процессе управления. Управление как распределение ограниченных ресурсо в по задачам и подразделениям. Степень приближения результата к цели («желаемому» результату) (с учетом ограничений ресурсного и нормативного характера) как мера качества управления. Эффективность управления. Основные факторы, определяющие качество или эффективность управления. Эффективность решений как важнейший фактор, определяющий качество управления.

Понятие эффективности. Эффективность как содержание управления организацией. Эффективность и производительность Методы повышения эффективности управления. Эффективное использование ресурсов административными организациями как основная задача управления. Влияние определенных условий внешней среды на эффективность функционирования системы. Зависимость эффективности от стоимости (затрат на разработку и эксплуатацию системы). Понятие критерия эффективности. Двойственность определения критерия эффективности. Внешняя эффективность как характеристика степени достижения целей. Внутренняя эффективность, или рациональность использования ресурсов.

Основные пути повышения эффективности функционирования организации. Механизация, автоматизация, информатизация и т.п. процессов функционирования организации как «технологический» способ повысить эффективность. Оценка технической и экономической эффективности. Метод «эффективность – стоимость» и его содержание. Двойственность метода «эффективность – стоимость» и пути ее преодоления. Построение моделей эффективности и стоимости. Синтез оценок стоимости и эффективности. Роль субъективных суждений при синтезе стоимости и эффективности.

Эффективность работы персонала. Развитие желания и умения каждого работника работать с максимальной отдачей как самый надежный способ повысить эффективность. Высокая профессиональная подготовка исполнителей как основа умения. Развитие желания трудиться на основе психологической подготовки персонала.

Целенаправленность как основное свойство социальных систем. Понятие цели управления. Цель как набор характеристик желаемой системы. Выбор цели как разработка системы ценностей. Ценность как выбор того, что является важным, стоящим, что привлекает внимание, интерес человека.

Основные понятия и термины: эффективность, критерий эффективности, метод «эффективность – стоимость», матрица эффективности, матрица рисков, внешняя (техническая) эффективность, внутренняя (экономическая) эффективность, оценочный функционал, цель, ценность, дерево целей, главная и вспомогательная цели, стратегическая и тактическая цели, неопределенность целей, экстремальная цель, асимптотическая цель, граничная цель.


ТЕМЫ КУРСОВЫХ РАБОТ (РЕФЕРАТОВ)

1. Менеджмент как вид деятельности и система управления.

2. Сущность и функции менеджмента.

3. Становление и развитие основных школ менеджмента.

4. Сравнительный анализ американской и японской модели менеджмента.

5. Формирование системы целей организации.

6. Информация как ресурс менеджмента.

7. Адаптивные и механистические структуры управления организацией.

8. Проектирование организационной структуры предприятия.

9. Организационные полномочия: общая характеристика и типы.

10. Система функций менеджмента: анализ актуальных научных подходов.

11. Контроль и регулирование в системе менеджмента.

12. Контроллинг как система корпоративного мышления и управления эффективным использованием ресурсов.

13. Организация и методы текущего контроля.

14. Взаимоотношения менеджера и подчиненных.

15. Подготовка и повышение квалификации менеджеров.

16. Разработка имиджа менеджера.

17. Социально-психологические аспекты менеджмента.

18. Анализ концепции управления человеческими ресурсами.

19. Психологическая структура личности и социальные основы ее пове­дения.

20. Власть и способы ее реализации в процессе управления.

21. Лидерство в менеджменте.

22. Анализ стиля управления и образа менеджера.

23. Роль коммуникаций в системе управления.

24. Групповая динамика в менеджменте.

25. Анализ системы мотивации труда персонала.

26. Проблемы обеспечения эффективной коммуникации в организации.

27. Управление межличностными конфликтами в организации.

28. Проблемы социальной ответственности и этики в современном ме­неджменте.

29. Деловая карьера и ее организация.

30. Анализ методов оценки деятельности персонала.

31. Процесс принятия управленческого решения в организации.

32. Оценка эффективности управленческого решения.

33. Применение методов моделирования и оптимизации при принятии управленческих решений.

34. Разработка стратегий и планов организации.

35. Текущее планирование в организации.

36. Планирование социального развития организации.

37. Стратегическое управление и его виды.

38. Экономические и правовые основы управления организацией.

39. Информационная инфраструктура менеджмента.

40. Информационные технологии менеджмента.

41. Исследование системы информационных потоков организации.

42. Анализ внутренней среды организации.

43. Анализ внешней среды организации.

44. Инновационный менеджмент.

45. Антикризисный менеджмент.

46. Риск-менеджмент.

47. Тайм-менеджмент.

48. Управление финансовыми ресурсами организации.

49. Менеджмент в финансово-кредитных организациях.

50. Управление материально-техническим снабжением.

51. Анализ специфики производственного менеджмента.

52. Налоговая политика и налоговый менеджмент.

53. Оценка эффективности системы менеджмента.

54. Исследование путей повышения конкурентоспособности организации.

55. Значение организационной культуры в менеджменте.

56. Исследование франчайзинговых систем.

57. Анализ процесса принятия альтернативных управленческих решений на этапах жизненного цикла организации.

58. Проведение реинжиниринга организации.

59. Проблемы и задачи менеджмента при слияниях и поглощениях ком­паний.

60. Современный российский менеджмент и национальная культура

Вопросы к экзамену

1. Соотношение понятий «управление» и «менеджмент».

2. Современные подходы к определению предмета менеджмента.

3. Функции менеджмента.

4. Влияние исторических факторов на эволюцию задач менеджмента.

5. «Одномерные» учения об управлении: научное управление.

6. Сущность и эволюция бихевиористских представлений об управлении.

7. Роль организационных теорий в развитии теории менеджмента.

8. «Синтетические» учения об управлении.

9. Место П. Друкера в создании учения об управлении.

10. Ситуационные теории менеджмента.

11. Основные принципы теории «7-S».

12. Американская модель менеджмента. Японская модель менеджмента. Маркетинговая (информационная) модель менеджмента.

13. Школа использования научных достижений в управлении.

14. Специфика управленческого труда в организации. Типовые операции и процедуры управленческих работ.

15. Категории управленческих кадров. Индивидуальная, коллегиальная и коллективная деятельность менеджера.

16. Горизонтальное и вертикальное разделение труда в управлении орга­низацией.

17. Влияние направлений деятельности организации на ее структуру.

18. Классификация организаций. Формы объединения компаний.

19. Принципы общей теории систем.

20. Организация как закрытая и открытая система.

21. Влияние факторов макросреды и микросреды на управление органи­зацией.

22. Механизмы связи внутренней и внешней среды. Типология организа­ций в зависимости от их отношений с внешней средой.

23. Механизм интеграции в систему. Взаимодействие между системой и ее частью.

24. Выделение основных структурных компонентов организации.

25. Организационная структура в системе менеджмента.

26. Понятие рациональной бюрократической организации.

27. Функциональная организационная структура.

28. Дивизиональная организационная структура. Выбор типа дивизио-нальной структуры.

29. Дивизионально-продуктовая структура.

30. Дивизиональная структура, ориентированная на потребителя.

31. Географическая дивизиональная структура.

32. Проектная организационная структура.

33. Матричная структура организации.

34. Организация конгломератного типа.

35. Динамическая сетевая организационная структура.

36. Эдхократическая организационная структура.

37. Многомерная организационная структура.

38. Организация, ориентированная на рынок.

39. Партисипативная структура.

40. Предпринимательская структура.

41. Властные полномочия в организационной структуре. Принципы фор­мирования командной цепочки.

42. Централизация и децентрализация: преимущества и недостатки.

43. Линейные и вспомогательные отделы в организационной структуре.

44. Понятие нормы управляемости.

45. Проектирование организационной структуры. Этапы организационно­го проектирования. Понятие реинжиниринга.

46. Принципы разработки оргструктур управления.

47. Оптимизация оргструктуры управления. Признаки оптимальной орга­низационной структуры.

48. Выработка критериев для оценки возможностей организационной структуры управления.

49. Разработка организационной структуры с учетом особенностей жиз­ненного цикла организации.

50. Действия менеджера на разных этапах жизненного цикла организации.

51. Организация системы франчайзинга. Виды франчайзинговых систем и соглашений.

52. Разработка целей деятельности организации. Функции целей.

53. Классификация целей.

54. Процесс построения дерева целей.

55. Понятие и виды прогноза. Принципы прогнозирования.

56. Методы прогнозирования: количественные и качественные.

57. Сущность и принципы планирования.

58. Методы планирования: балансовый, бюджетный, нормативный.

59. Графические и математические методы планирования.

60. Стратегические и тактические планы в системе менеджмента.

61. Целевые комплексные программы.

62. Бизнес-планы.

63. Значение функции мотивации в менеджменте.

64. Мотивационная теория подкрепления.

65. Применение в менеджменте иерархии потребностей А. Маслоу.

66. Иерархия мотивов индивидуальной и групповой мотивации В. Зигерта и М. Ланга.

67. Управленческая решетка Роберта Р. Блейка и Джейн С. Моутон.

68. Мотивационная модель Ф. Герцберга.

69. Мотивационная модель Д. Макклелланда.

70. Теория ожиданий В. Врума. Применимость теории ожиданий в прак­тике управления.

71. Теория справедливости.

72. Модель Л. Портера - Э. Лоурера. Применимость модели в практике управления.

73. Мотивация снижения текучести управленческих кадров.

74. Организационные отношения в системе менеджмента.

75. Коммуникационный процесс и коммуникативные различия. Виды коммуникаций в организации.

76. Организационная культура. Сильная и слабая культура.

77. Доминирующие культуры и субкультуры. Многообразие и монокуль­тура в организации.

78. Способы передачи и изменения культуры организации.

79. Особенности управления человеком. Социально-психологические свойства личности в менеджменте.

80. Психологические особенности управления группой.

81. Структура коммуникаций в группе. Положение человека в группе. Групповые нормы.

82. Классификация групп. Стадии и уровни развития группы в психоло­гической теории коллектива.

83. Динамические процессы в группе. Процесс принятия группового ре­шения.

84. Лидерство и руководство в малых группах. Теории происхождения лидерства.

85. Стиль руководства. Характерные черты различных стилей руково­дства. Особенности сильных и слабых руководителей.

86. Деловые качества руководителя.

87. Модели деятельности руководителей: авторитарного слабого руково­дителя, либерального слабого руководителя, сильного руководителя.

88. Концепция управления человеческими ресурсами.

89. Контроль как функция менеджмента, его виды. Принципы осуществ­ления контроля.

90. Функции контроля в системе менеджмента. Этапы процесса контроля.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: