Что такое коммуникативные стили и виды общения?

Какие способы, или, говоря иначе, стили взаимодействия с другими людьми в процессе общения, выбирает человек? Обычно выделяют 10 таких стилей:

1)доминантный (стратегия, направленная на снижение роли Других в коммуникации);

2)драматический (преувеличение и эмоциональная окраска содержания сообщения);

3)спорный (агрессивный или доказывающий);

4)успокаивающий (расслабляющая манера общения, имеющая целью снижение тревожности собеседника);

5)впечатляющий (стратегия, ориентированная на то, чтобы произвести впечатление);

6)точный (нацеленный на точность и аккуратность сообщения);

7)внимательный (выказывание интереса к тому, что говорят другие);

8)воодушевленный (частое использование невербального поведения — контакт глаз, жестикуляция, движение тела и т. д.);

9)дружеский (тенденция открытого поощрения других и заинтересованность в их вкладе в общение);

10) открытый (представляющий стремление безбоязненно выражать свое мнение, чувства, эмоции, личностные аспекты своего «Я»)

Современная психология выделяет множество видов общения. Рассмотрим основные.

Коммуникация массовая — совокупность открытых, упорядоченных процессов передачи социально значимой информации поддающихся целенаправленному регулированию и использующихся правящей элитой для утверждения определенных духовных ценностей данного общества и оказания идеологического политического, экономического или организационного воздействия на оценки, мнения и поведение людей. Коммуникация массовая характеризуется, во-первых, рассредоточенностью аудитории; во-вторых, наличием широкомасштабных коммуникативных процессов, осуществляющихся с помощью технических средств; в-третьих, передачей информации одновременно по различным каналам (книгопечатание, издание газет и журналов, радио- и телетрансляции, Интернет); в-четвертых, принципиальной доступностью информации всем желающим.

Коммуникация межгрупповая — взаимодействие людей, полностью детерминированное их принадлежностью к различным группам или категориям населения и независимое от их межличностных «связей» и индивидуальных предпочтений.

Коммуникация межнациональная подразумевает передачу информации, сообщений, сведений между представителями разных национальных общностей, имеющих как двусторонний, так и односторонний характер. Этот вид коммуникации предполагает процесс передачи информации посредством речи, языка или печатных, звуковых, знаковых и иных систем.

Различают две составные части межнациональной коммуникации. Первая — обмен информацией между представителями различных этнических общностей. Он зависит от активности субъектов общения, их национальных установок, от нравственного климата, образа жизни народов. Например, установившийся уровень доверия предполагает один уровень общения, недоверия — другой. Вторая часть межнациональной коммуникации — восприятие и понимание людьми различных национальностей друг друга, которые во многом зависят от закономерности общения и социально-психологических особенностей взаимодействия индивидов различных национально-этнических групп, а также от специфики проявления этнических стереотипов.

Коммуникация национальная — система внутриэтнических, внутринациональных связей и контактов. Данная коммуникация формировалась по мере становления и развития самобытной национальной культуры, языка, психологии и традиций этнической общности.

Объективной основой национальной коммуникации является потребность в общении и связях в ходе экономического, политического развития нации, обмена культурными достижениями, продуктами и результатами труда. Существует тенденция: чем выше внутринациональная и внутригрупповая интеграция, тем заметнее достижения в экономике и культуре, более интенсивны социально-политические и внутригрупповые контакты и коммуникативные связи между людьми.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: