Тема 12. Эстетические идеи XIX века

Эстетика классицизма. Эстетика И. Канта. Прекрасное и возвышенное в очерке «Наблюдение над чувством прекрасного и возвышенного». Эстетическое суждение как синтез деятельности рассудка и чувств. Три класса искусств: словесные, изобразительные и искусства «изящной игры ощущений» в философии И. Канта. Прекрасное – «символ нравственно-доброго» и то, что нравится всем вообще.

И.Г. Фихте идейный вдохновитель эстетики романтизма. И.Г. Фихте о «духе» художественного произведения.

«Веймарская классика» в эстетических суждениях И.В. Гете и И.К.Ф. Шиллера. И.В. Гете о специфике различных родов поэзии и верности натуре. Эстетика как форма проявления общественной деятельности во взглядах И.К.Ф. Шиллера. Прекрасное, это «свобода в движении», единство реального и идеального, чувства и мысли, свободы и необходимости. Вкус – «основа человечности». Понимание формы и содержания произведения. Образ человека «прекрасной души» и концепция морального совершенствования личности («Письма об эстетическом воспитании человека»).

Основные философско-эстетические взгляды В. Гумбольдта в трактате «О поэме Гете «Герман и Доротея»».

Эстетика романтизма. «Самосозерцание духа» (интеллектуальная интуиция) в работе «Философия искусства» Ф.В.Й. Шеллинга. Произведение искусства – продукт «абсолютного свободного творчества». Искусство есть «извечный и подлинный органон», прообраз науки. Шеллингианское толкование мифа как символа.

Мир искусства, это мир прекрасного в диалектической философии Г.В.Ф. Гегеля. Искусство – первая форма раскрытия абсолютного духа. Эстетическая деятельность как путь к свободе. Историческая обусловленность искусства. Три ступени искусства: символическая, классическая, романтическая. Возникновение «свободного» искусства. Принцип деления искусств на формы и виды. Характеристика Г.В.Ф. Гегелем эстетических категорий: прекрасное, возвышенное, трагическое и комическое.

«Искусство есть цель искусства» во взглядах Г. Гейне.

Эстетические идеи реализма. Искусство копия и критика существующего во взглядах Стендаля. О. Бальзак о необходимости поднять «случайность жизни» до высшей правды искусства. Мечта – ключевое понятие в эстетике Г. Флобера. Синтез красоты и доброты в эстетике Ч. Диккенса.

Иррациональная эстетика. Эстетические взгляды А. Шопенгауэра. Гносеологический и онтологический аспект искусства. Музыка как непосредственная объективация самой воли. Ее способность «подобно Богу, проникать в самое сердце» и освобождать от страданий. Противопоставление этического и эстетического в философии С. Кьеркегора (сочинение «Или – или»). Эстетика Ф.В. Ницше. Релятивизм всех ценностей, вседозволенность, приоритет абсурда.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: