1. Что означает термин «этика»? Предмет этики. Многозначность морали и разнообразие нравов.
2. Понятие морали. Специфика и сущность морали. Функции морали.
3. Нравственный идеал Конфуция. «Жень», «ли», «вэнь» – высшие моральные качества «благородного мужа».
4. Этический пафос философии Будды. Пять запретов в буддизме.
5. Десять заповедей (Десять речений, Десятисловие, Декалог) Моисея – основа общечеловеческой нравственности.
6. Христианская мораль. От справедливости к милосердию. Христианские добродетели.
7. Этика Корана. Конкретные нормы нравственности.
8. Относительность моральных ценностей в воззрениях софистов. Познание человека в философии Сократа.
9. Этика добродетелей. Учение Аристотеля о золотой середине. Кардинальные и теологические добродетели.
10. Этика эвдемонизма. Эпикур о дружбе и свободе от социума. Мораль стоиков.
11. Этическая мысль средневековья. Христианская мораль Фомы Аквинского. Этика Возрождения. Н. Макиавелли о нравственности государя.
12. Этическая мысль Нового времени. Ф. Бэкон, Р. Декарт, Т. Гоббс о морали.
13. Развитие этической мысли в немецкой классической философии. Этика долга И.Канта. Нравственность и государство во взглядах Г.В.Ф. Гегеля.
14. Мораль как воля к власти в творчестве Ф.В. Ницше. Характеристика морали рабов и морали господ.
15. Характерные черты морали и этики на Руси. «Искания абсолютного добра», совершенной жизни «по правде».
16. Этическая мысль от Московского государства до XIX в. «Домострой» и идеал «мирского благочестия».
17. Нравственные учения в России XIX в. Славянофильство и западничество.
18. Этическое учение В. Соловьева. Стыд, жалость и благоговение – основные стороны нравственного опыта человека.
19. Этика Ф.М. Достоевского. Неразрывное единство «философии добра» и «философии зла» в человеке.
20. Этика Л.Н. Толстого. Закон ненасилия и любви.
21. Добро и зло как этические категории. Проблема выбора между добром и злом. Милосердие.
22. Долг и совесть – фундаментальные понятия этики. Соотношение «чистой совести» и реализация обязательств.
23. Свобода и ответственность. Ж.-П. Сартр о «приговоренности к свободе». «Принцип ответственности» Г. Йонаса.
24. Смысл человеческого бытия. Нравственный опыт и путь к совершенствованию.
25. Любовь и счастье – высшие моральные ценности. Утилитаристы и прагматики о моральном благе.
26. Понятие, предмет и задачи курса «эстетика». Анагогическое или художественное выражение.
27. Эстетика в истории. Два способа бытия эстетики: эксплицитный и имплицитный.
28. Античная эстетика. Аполлон и Дионис – два бога в античной эстетике. Трагедия и комедия.
29. Красота в средневековой эстетике. Августин Блаженный о мировой гармонии вопреки несовершенству.
30. Творческая сила личности в эпоху Возрождения. Эстетика Петрарки. Творчество Л. да Винчи.
31. Эстетика Нового времени. Понимание красоты в эпоху абсолютизма. Барокко, рококо, классицизм.
32. Вкус и возвышенное в трактовке И. Канта. «Эстетическая видимость» и «свободная игра» И. Канта.
33. Красота природы в эстетике Ф. Шеллинга. Абсолют и красота в философии Г.В.Ф. Гегеля.
34. Эстетика романтизма конца XVIII – начала XIX в. Поиск красоты во всем. Вкус к сказке и поверью.
35. Эстетика Ф.В. Ницше. Релятивизм всех ценностей, вседозволенность, приоритет абсурда.
36. Фантазия в психоаналитической трактовке З. Фрейда.
37. Культурно-философское движение экзистенциализма. Эстетика М. Хайдеггера, Ж.-П. Сартра, А. Камю.
38. Концепция игры в эстетике Й. Хейзинга, Х. Ортега- и-Гассет, Е. Финк.
39. Эстетическое, его содержание и смысл.
40. Вкус. Прекрасное. Красота.
41. Возвышенное в эстетике.
42. Безобразное в философской эстетике.
43. Трагическое. Комическое. Ирония.
44. Искусство – эстетический феномен. Виды искусства.
45. Специфика и основные принципы искусства. Художественный образ, художественный символ, стиль, форма, содержание.
46. Основные направления авангарда: экспрессионизм, кубизм, футуризм, дадаизм, сюрреализм.
47. Модернизм. П. Пикассо – символ XX в.
48. Эстетика постмодернизма. Мир как текст в философии Ж. Деррида.
49. Особенности неклассической эстетики. Паракатегории нонклассики.
50. Постнеклассическая эстетика. Эстетика «виртуальной реальности».