Человек как творец и творение культуры

Здесь следует рассматривать человека только через онтогенез(индивидуальное развитие ч-ка) и филогенез(в связи с другими индивидами). Важно: развитие осн. инстинктов человека, специфических человеч. конституции, строение тела человека в его связи с культурной средой, поведение человека, становление норм, запретов и табу, связанных с включенностью человека в систему социокультурных отношений, процессы инкультурации, влияние культуры на половой диморфизм, семью и брак, любовь как культурный феномен, становление мироощущения и мировоззрения человека.

Периоды онтогенеза:1ый этап – младенчество, (первые 3 года, учится через общение. Контакт с матерью и др. родственниками.) 2-ой этап – детство от 3-6,7 лет, до поступления ребенка в школу. Ведущий вид деятельности – игра (воссоздание поведения и действий взрослых.)3-ий приход в школу (от игры к обучению, познается мир) 4-ом от полового созревания до завершения учебного учреждения (школы или среднего учебного заведения Формирование мировоззрения, самосознания), 5-ый этап пенсия.

Каган утверждает, что культура возникает только тогда когда человек является деятельным существом – Homo agens которое не приспосабливает среду обитания, а приспосабливается к ней, но одновременно с этим Homo agens оказывается еще и Homo creator – существом творящим, т.к. ни одно состояние среды не способно его удовлетворить, он постоянно дополняет, обогащает, развивает, изменяет не только данное природой, но уже созданное им самим, его предками и современниками. «Где существует человек, там существует и традиция»,- заметил однажды Гердер. И действительно, традиция становить тем «механизмом» культуры, который заменил ей действие генетического кода, сохраняющего и передающего биологическую информацию. Иначе говоря, она оказывается особым типом памяти – совокупной памятью человечества, наций, социальных групп. У человека возникает необходимость передавать из поколения в поколения накапливаемый опыт и одновременно его расширять, обогащать, развивать и делать бытие человечества историей, а не «топтанием на одном месте», простым репродуцированием действий предков. Законом истории становиться неразрывная связь – традиции и новаторства. => разгон за креатив.

Диалектика человеческой деятельности и культуры.

Отличительной особенностью культуры является то, что она создана деятельностью человека. Культурная деятельность является деятельностью не какой-либо единственной особи или множества разрозненных особей, а видом сопряженной коллективной деятельности. Если коллективы живых существ, имеющих природную основу, осуществляют исключительно биологическую по своему характеру, заданную генетически и транслируемую в наследственном коде поведения животных деятельность, то человек в процессе культурной жизнедеятельности, напротив, включается в коллективность, создавая социальную общность. Его деятельность в социальной системе определяется не биологической необходимостью, а постоянно меняющимися программами, отвечающими изменяющимся условиям и возможностям деятельности, и эти программы передаются не биологическим путем, а посредством культурных кодов.

Далее, животное существо, обеспечивая своей активностью собственное существование, не преобразует себя и среду своего обитания, тогда как человек в процессе своей деятельности не только приспосабливается к среде, но приспосабливает природу согласно своим потребностям, преобразуя ее. В конце концов он выходит на создание особой среды — искусственно созданного мира культуры. Но этим он одновременно преобразует и себя, как свою внешнюю, телесную природу, так и свой внутренний мир. В процессе деятельности человек вычленяет себя из среды, на которую он воздействует, заменяя связи с нею, прежде бывшие природными, иными — социокультурными, и делает эти связи предметом особого воздействия. На философском языке это означает превращение человека в субъект деятельности и появление объекта, на который она направлена. Очевидно, что объектом выступает уже не природа, т. е. не только природа, а все то, что вовлекается в процесс преобразования и воздействия субъекта. Субъектом также выступает не единичная особь, индивид, а носитель культурно-исторической активности, имеющий различные конкретные социокультурные характеристики. Важно отметить то, что в самом социальном субъекте предполагается определенное структурирование в виде со-субъектов, между которыми устанавливается межсубъектное отношение — важное условие культурного процесса.

Понимание культурной деятельности как субъектно-объектного отношения особого рода по-иному ставит вопрос о побудительных механизмах (мотивах) ее и самом характере. Мотивами выступают уже не биологически заданные потребности, врожденные индивиду или роду, а особые, культурные, изначально простые, но постепенно развивавшиеся и усложнявшиеся. В мотивационную характеристику субъекта включаются такие элементы, как способности и умения, которые в совокупности с потребностями создают необходимый и достаточный механизм для порождения деятельности.

Культурная деятельность как способ реализации активности субъекта отличается еще одной важнейшей особенностью: своей свободой. Она не является жестко запрограммированной, передающейся по наследству с помощью биологических механизмов. В противном случае мы не имели бы права говорить о человеке как субъекте культурной деятельности. Культурная деятельность не слепой, подчиняющийся жесткой необходимости процесс, а целенаправленный, сознательный и свободно ориентированный, предполагающий столь же свободный выбор средств осуществления. Вне свободы нет культурного творчества, в этом смысле она является сущностной характеристикой культуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: