Логистические системы. Система – это совокупность взаимодействующих элементов, которые образуют целостное единство

Система – это совокупность взаимодействующих элементов, которые образуют целостное единство. Система состоит из элементов, но не сводится к ним. Для однозначного суждения о системе и ее поведении недостаточно знать лишь перечень и характеристики входящих в нее элементов, хотя это также необходимо. Важно также знать их взаимное расположение, взаимосвязи и причинно-следственные зависимости, определяющие взаимодействие этих элементов в различных ситуациях и в различные моменты времени.

Логистическая система – это совокупность материальных, финансовых и информационных потоков, формируемых исходя из общих целей и критериев эффективности.

Свойства логистической системы:

1. Целостность и членимость.

Элементы логистической системы должны работать как единое целое, что и является основополагающей концепцией логистического подхода. Без логистической системы эти элементы обладают лишь потенциальной способностью к объединению и совместной работе. Однако именно вследствие этой потенциальной способности в результате логистического подхода подобные разрозненные элементы объединяются в единое целое.

2. Взаимосвязанность элементов.

Между элементами логистической системы существует вполне определенные связи как организационного (в том числе договорного) характера, так и технологические и производственные. Элементы, образующие логистическую систему, должны быть связанными друг с другом и взаимообусловливать свое поведение в более значительной степени, чем с элементами, оказавшимися вне этой системы.

3. Организованность совокупности элементов.

Потенциальные возможности элементов логистической системы образовывать взаимосвязи и объединяться в единое целое воплощаются в реальной системе, если к этим элементам будут применены определенные организующие воздействия. Эти воздействия должны упорядочить связи между элементами и организовать их в некоторую целостную структуру.

4. Интегративные качества.

Это свойство заключается в том, что логистическая система, как единое целое, проявляет качества, которыми составляющие ее элементы по отдельности не обладают. Для этого свойства есть емкое выражение: «Эффект суммы превышает сумму эффектов». Применительно к логистической системе такое свойство является наиболее характерным, потому что эта система должна быть способна поставить нужное изделие в нужное время в нужное место в нужном количестве с наибольшей достигаемой эффективностью. Каждый из элементов материальных или информационных потоков, объединяемых в логистическую систему, сам по себе решить эту задачу не в состоянии.

5. Гибкость системы.

Для логистических систем одним из основных факторов, оправдывающих использование подобной концепции организации и управления, является их способность гибко реагировать и учитывать изменения в рыночной и производственной ситуациях. К числу таких изменений условий внешней среды могут относиться изменения спроса на те или иные товары и услуги, выход из строя технологического оборудования, изменения транспортных тарифов, ввод в строй или вывод из строя тех или иных транспортных каналов, изменения в процентных ставках по кредитованию и т. п.

6. Адаптивность системы.

Поэтому логистическая система представляет собой некоторую производственную систему с обратной связью. Это позволяет корректировать ее функционирование по отклонениям от желаемого результата. Эта система является также адаптивной. Иными словами, характер выполняемых логистических операций изменяется по ходу функционирования системы под воздействием изменяющихся внешних условий. Характерной особенностью таких систем являются развитые связи, позволяющие собирать и использовать информацию о текущем состоянии внешней среды.

Бизнес-процессы предприятия находятся в тесной взаимосвязи, и именно логистическая система позволяет управлять этими связями наиболее эффективно. В зарубежной практике наиболее известными системами являются:

1) MRP (Material Resource Planing) – метод планирования потребностей предприятия в материалах (60-е гг. в США). Позволил уменьшить складские запасы, улучшить обслуживание клиентов и в итоге увеличить прибыль за счет формирования подетальных планов производства и закупок с учетом текущих складских запасов. Дальнейшее развитие система получила в виде замкнутого MRP, которая включала планирование производственных мощностей.

2) MRP II – дополнительное вовлечение в планирование финансовых ресурсов на основе автоматизированных систем планирования (компьютеров).

3) ERP (Enterprise Resource Planing) – система комплексного планирования ресурсов предприятия с использованием компьютерных программ. При внедрении такой системы осуществляется планирование производства в целом. Однако в практических условиях внедрение такой масштабной системы много сложностей. Затраты на покупку и внедрение программного обеспечения достаточно велики: из 63 опрошенных западных компаний разных размеров и отраслей средняя общая стоимость владения ERP-системой TCO (Total Cost of Ownership, TCO) составила $15 млн. (максимальная — $300 млн., минимальная — $400 тыс.). Установка и адаптация таких систем занимает продолжительные сроки (до нескольких лет).

4) Точно в срок

5) Канбан. Чаще всего система работает, "протягивая" материалы через весь процесс их переработки. Различают системы толкающие или тянущие.

В толкающей системе каждая операция завершается к определенному времени, после чего деталь передается ("проталкивается") дальше по технологическому процессу и становится запасом незавершенного производства в начале следующей операции. Результатом этого становится задержки в производстве и рост незавершенного производства.

В тянущих системах, когда заканчивается обработка детали на одной операции, то посылается сообщение на предыдущую операцию с требованием очередной детали.

 
 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: