О смысле жизни человека

Счастье – чувство полноты жизни, переполняющее сердце. Оно бывает и прочным, и непрочным, чаще временным, преходящим, нежели постоянным, случайным даром обстоятельств и отнюдь не всегда венчающим труды человека, недаром говорят как о заслуженном, так и незаслуженном счастье. Напротив, смысл жизни как обнаружение ее значения – плод мысли и деятельности, результат, итог. И этот итог всегда осмыслен, хотя иногда человек слишком поздно спохватывается и с горечью констатирует, что прожил свои годы бессмысленно.

Впервые задумывается о жизни и смерти подросток. Напомню, философ С. Л. Франк подчеркивал, что основной вопрос философии складывается из трех: «Кто я?», «Откуда пришел?» «Куда изыду?» И заключает: «Зачем – я?» Но прежде, чем перед юношей или девушкой возникает вопрос о смысле жизни, ими уже обретен некий жизненный опыт.

Психологи подчеркивают, что к пяти годам ребенок усваивает такой объем информации, который превосходит все то, что ему предстоит узнать в последующей жизни. В том числе – и опыт общения с окружающими. Педагоги и психологи считают семью первой и ничем не заменимой школой нравственного формирования личности. Ребенок на практике познает и переживает ответы на три главных для него вопроса: «Кому я нужен?», «Кто мне нужен?» и «Что мне нужно?»

Коль скоро каждый человек – неповторимая индивидуальность, очевидно, что именно в самые первые годы жизни возникает уникальное взаимодействие трех факторов, формирующих личность: биологического (генотип, природные задатки), социального (семья, социальная среда) и личностно-индивидуального.

Правы и Демокрит, утверждавший, что человек – малый диакосмос, и поэт Евгений Евтушенко (1932), сказавший: «Умирают не люди – миры». Человек – целый и неповторимый мир, вмещающий вселенную, находящуюся в непрерывных изменениях и воспринимаемую субъективно, личностно, индивидуально.

С самых первых моментов жизни человек оказывается в сложной и противоречивой системе многообразных отношений. Общение и обособление. Симпатия и антипатия. Полная зависимость и самостоятельность.

Итак, «зачем – я?» – это и есть вопрос о смысле жизни: не абстрактно-теоретический, а личностный, обращенный к каждому человеку. Именно поэтому философия нужна каждому человеку независимо оттого, кем он собирается быть: физиком, историком, инженером, менеджером, военным или политиком.

Особенность человека, как сказал Паскаль, в то, что человек – «мыслящий тростник». Только человек способен помыслить о будущем, «проиграть» в сознании разные варианты, а затем реализовать какой-нибудь из них.

Генрих Шлиман (1822–1890), прочитав в юности «Илиаду» Гомера, загорелся мечтой открыть легендарную Трою. Современники Шлимана, в том числе и археологи, считали, что троянская война не более чем миф; никто из них не верил в реальное существование Трои. Шлиман стал купцом и, разбогатев, на свой страх и риск предпринял раскопки в Малой Азии и нашел легендарную Трою… Раскопки Шлимана доказали, что ранний греческий период (второе тысячелетие до н. э.), который специалисты-классики считали легендарным, является фактом истории. Тем самым Шлиман стал основателем микенской археологии. Мечта юношеская стала смыслом жизни и была реализована.

Или, например, желание вырастить и воспитать хотя бы одного хорошего человека – отнюдь не «мелкий, эгоистичный, мещанский» интерес. Это достойная настоящего человека мечта, это тоже выбор цели и понимание смысла своей жизни. О таком смысле жизни говорит и восточная мудрость: «Воспитай сына, построй дом, посади дерево, и ты достойно проживешь свою жизнь».

Мечты детские, планы юношеские, неизбежно-наивные, даже если «житье обдумывается» по формуле «делать жизнь с кого», – все это не более чем поверхностно-упрощенные рекомендации. Верны слова Франка, что научить философии нельзя. А помочь в размышлении – можно. И первым советом должно быть категорическое отрицание любого «иждивенчества»: невозможно списать как со шпаргалки смысл своей жизни с чьей-то другой. Прав был Николай Островский, сказавший, что «жизнь дается только раз и прожить ее надо так, чтобы… не жег позор за… бесцельно прожитые годы». Это, пожалуй, единственный универсальный ориентир. Все остальное – предмет личных, индивидуальных поисков, ошибок, страданий, выборов и решений.

Стоит вдуматься в то, что сказано в книге И. Л. Зеленковой и Е. В. Беляевой «Этика»: «…суть бытия надо постигать не умозрительно, а реально живя, то есть практически. Знание это нигде не лежит, нигде не записано, чтобы можно было, как говорится, "найти" смысл жизни. Смысл надо пережить, то есть создать своей жизнью, добиться его, изобрести, на деле освоить осмысленную жизнь. И на деле утвердить свой способ жизни как имеющий смысл. Это значит, что вне реализации высшая моральная ценность как бы и не существует. Своей судьбой надо подтвердить правильность жизненного пути, то есть опять-таки не "найти", а проложить путь. Свой и в то же время истинный, за правильность которого вся ответственность ложится на нас. В этом-то, наверное, и состоит главный смысл человеческого бытия: это путь созидания смысла, осмысливания того, что без нашего усилия осталось бы слепой необходимостью, бессмыслицей. Смысл жизни не дан, не задан, его надо утвердить и доказать, если хочешь, чтобы он был. Этим самым мы утверждаем самих себя как людей, заслуживающих бессмертия».

Главный итог заключен в том, что при всех сложностях и превратностях жизни надо обрести мужество жить, как достойно человеку.

То, что человек рождается, ни в коей мере не зависит от него самого. Но от него в первую очередь зависит, каким человеком он станет. Со всею полнотой осознать свою свободу в выборе и свою ответственность за сделанный выбор доступно каждому: это приходит с фразы, которую произносит малыш: «Я сам!» Но важно, в каком направлении будет развиваться это «само»: к самосозиданию или саморазрушению. Поиск смысла жизни способствует первому – через самоограничение, самообладание и самоуправление к самодостаточности и самореализации. И с развитием этих качеств – от самодисциплины, от первоначальных моральных чувств к внутренним, неразрывно связанным, своим моральным ценностям. Именно в таком развитии человека добро отличается бескорыстием, оно связано с любовью и уважением достоинства другого и с самоотверженностью, но без жертвенности и «само собой».

Путь действительно трудный! Однако свободный от вериг «долга во имя долга» именно в силу свободного выбора самого человека.

На этом пути совершается то, что в виде шуточного императива сформулировал Станислав Ежи Лец: «Ничего не поделаешь: рано или поздно человеку придется стать человеком!»

Чести и уважения достоин тот, кто при любых обстоятельствах и, более того, в согласии с Кантом, вопреки обстоятельствам, становится человеком.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: