Розничная торговля в цепи поставок

Логистика – это одновременно и клей, соединяющий вместе поток товаров, и смазка, позволяющая этому потоку быстрее перемещаться.

У. Харрингтон

Потребитель и производитель могут осуществлять сделки напрямую, то происходит, когда вы заказываете уличному художнику на Невском проспекте ваш портрет или покупаете букет гладиолусов, выращенных пенсионером на приусадебном участке. Однако в основном мы обращаемся к специализированным посредникам, которые помогают приобрести нужный товар или услугу. Причины существования посредников ясны даже студентам экономических вузов:

Устранение несоответствия между постоянным характером спроса и дискретной формой предложения. Цветы нам могут понадобиться в любое время года, а урожай пенсионера поспеет лишь к концу августа.

Преодоление расстояний. Нам невыгодно ездить за водой к ближайшему источнику. Посредник в виде местного «Водоканала» обеспечивает ею всех желающих за разумные деньги.

Управление запасами товара. Проживание в жилище, заваленном упаковками продуктов, не слишком удобно.

Простота перемещения. Если десять производителей поставляют свои товары ста потребителям напрямую, то возникает ровно одна тысяча различных путей доставки, но в случае использования посредника их число сократится до ста десяти.

Перераспределение ассортимента. Потребитель экономит свое время, посещая всего один магазин вместо того, чтобы колесить в поисках нужных товаров по стране.

В реальности большинство потребителей получают товары от самых разных поставщиков, которые могут быть покупателями у других поставщиков и так почти до бесконечности. Большинство видов продукции проходит через несколько стадий, перемещаясь от производителей начального уровня до конечных потребителей. Добытая нефтяным гигантом «ЛУКОЙЛ» где – то в западной Сибири нефть передается по трубопроводу до перерабатывающего завода «Норси–ойл» в европейской части России, оттуда по железной дороге ОАО «РЖД» бензин перегружают на нефтебазу «Ручьи», с которой бензовозы распределяют топливо по АЗС ОАО «ПТК», чтобы вы могли заправить свой автомобиль. Если рассматривать этот поток с точки зрения какой – то фирмы, то виды деятельности, выполняемые до нее, называют предыдущими (upstream) видами деятельности, а те, которые осуществляются после, – последующими (downstream). При этом при прохождении по цепи поставок товар подвергается различным операционным воздействиям:

Комплектование. Заключается в создании наборов разнородных товаров.

Распределение. Партии однородных товаров делятся на более мелкие.

Сортировка. Перераспределение разнородных товаров в однородные наборы.

Накопление. Однородные товары собираются из разных источников.

Цепь поставок необходимо рассматривать как последовательность событий, совершаемых в целях удовлетворения потребителей. Каждый товар имеет уникальную цепь поставок, причем некоторые могут быть очень длинными и сложными. Главными и традиционными действующими лицами цепей поставок являются производитель, оптовик и розничный торговец (ритейлер1). Логистический менеджмент в этом случае заключается в принятии решений, направленных на упрощение и стандартизацию операций для сокращения дублирования и связанных с ним непроизводительных трат. Преимущества от хорошо спланированной цепи поставок заключаются в следующем:

1.Производители, оптовики и ритейлеры могут размещать свои объекты в наилучших для каждого случая местах.

2.Концентрация производства на крупных предприятиях позволяет получить экономию от масштаба.

3.Производители могут не создавать большие запасы готовой продукции, поскольку передают товары по цепи поставок ближе к конечным потребителям.

4.В ответ на размещение крупных заказов производители снижают цены на продукцию, что дает возможность предлагать покупателям скидки и в розничном звене.

5.Ритейлеры могут закупать товары и мелкими партиями, что позволит им оперативнее реагировать на запросы потребителей.

6.Оптовики хранят запасы многих поставщиков, что дает больше возможностей выбора для ритейлера.

7.Оптовики размещаются ближе к ритейлерам и более оперативно выполняют их заказы.

8.Если оптовики надежно доставляют продукцию, запасы ритейлеров могут быть небольшими.

9.Фирмы могут накапливать опыт по выполнению конкретных типов операций.

Розничные сети имеют дело со многими поставщиками. Некоторые оценки, сделанные в США, показали, что средний универсальный магазин имеет дело с 4526 поставщиками; фирма, торгующая товарами массового спроса – с 1468, специальный магазин по продаже одежды – с 670, мебельный магазин – с 838, супермаркет и аптека – с 1029. И среднем каждый поставщик поставляет 22 единицы товаров, которые оформляются при хранении и учете отдельной строкой.

Системы продвижения товаров по цепи поставок можно разделить на систему выталкивания (push) и систему вытягивания (pull). При системе вытягивания запаса розничные торговцы запрашивают или заказывают товары по мере необходимости или появления спроса. Примером системы вытягивания служит рынок видеокассет с новыми фильмами. Перед выходом фильма его широко рекламируют, создается повышенный спрос, и потребители покупают кассеты или берут их напрокат. При системе выталкивания производители промышленных товаров навязывают продукцию участникам торговых каналов с целью уменьшения своих собственных товарных запасов. Система выталкивания реализуется при проведении военных операций – поставки на фронт осуществляют до наступления войск. Коммунальные услуги по снабжению водой и электричеством также относятся к выталкивающим системам: если этот товар нам не нужен, мы закрываем кран или отключаем свет. Сравнение представленных систем показывает, что в первом случае высокие требования предъявляются к управлению товарными запасами, так как их уровень при push –стратегии значителен, и ритейлер несет значительные издержки. Во втором случае в звеньях цепи поставок ниже уровень товарных запасов, одинаково высоки требования к точной и своевременной транспортировке товара, так как от этого в условиях push – стратегии зависит уровень продаж. Таким образом, выбор менеджера заключается в оценке будущего спроса и выборе преимуществ той или иной системы.

До недавнего времени крупные производители потребительских товаров доминировали в цепи поставок. Используя выталкивающую стратегию, эти поставщики перемещали большие объемы продукции на большие расстояния, чтобы сократить расходы на распределение. Зачастую объемы поставляемой продукции не соответствовали спросу, что приводило к затовариванию. Излишки товарных запасов с помощью приемов маркетинга (скидки, премии, отсрочки платежа и т. п.) «проталкиваются» на нижние уровни цепи поставок. Товар, купленный торговцем «про запас», т. е. без учета текущих потребностей, позволяет увеличить объем выручки производителя, но не свидетельствует о неэффективном управлении цепью поставок. При использовании вытягивающей стратегии система транслирует информацию о потребительских предпочтениях вверх по цепи, при этом производитель вносит соответствующие изменения в производственные планы. В последние годы ситуация резко изменилась.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: