Управление цепочками поставок

Концепция открытых систем находит широкое применение не только в естественных науках, но и во многих прикладных знаниях, используемых в коммерческой деятельности. Так называемые цепочки (цепи) поставок представляют собой стремительно развивающиеся относительно открытые системы, а управление цепочками поставок является моделью, стратегией управления, планирования и прогнозирования этих систем. Управление цепочками поставок отвечает задаче эволюции логистических систем, ранее сформулированной в гл. 1 как эволюции системы в направлении уменьшения времени и затрат на доставку при стремлении к увеличению жизненного цикла товара и логистической услуги по доставке товара. Цель, задача управления цепочками поставок – обеспечение интеграции, координации отдельных звеньев цепочки (закупок исходного сырья, материалов, компонентов, их доставки, хранения на складах в пределах производственного цикла и поставки конечного продукта, товара до конечного потребителя), а также продление жизненного цикла товара, логистической услуги, минимизация времени и затрат на поставку товара, обеспечение соответствующей единой информационной системы. Модели управления цепочками по­ставок являются проявлением реальной интеграции идей, концепций менеджмента, маркетинга и логистики в теории и на практике.

Управление цепочками (цепочкой, цепью) поставок (зирр1у сЬат тапа§етеп1, сокр. 5СМ) – это управление товарными потоками, вза­имосвязанными с ними информационными и финансовыми потоками от первичных поставщиков, дочерних компаний – производителей и т. п., поставляющих исходное сырье, материалы, компоненты и т. д. до производителя товара и покупателей конечного продукта – товара в необходимом количестве, номенклатуре в оговоренные сроки, до места назначения (доставки), указанного покупателями.

На рис. 4.7.1 приведен пример цепочки поставок для производителя – продавца, транснациональной компании. Управление цепочками поставок включает в себя деятельность по закупкам, снабжению произ­водства; планированию объема выпуска продукции, товара, количества и номенклатуры исходного сырья, материалов, компонентов; согласование производственных планов с планами по продажам, доставке товара; непосредственной доставке товара и отслеживанию местонахождения товара; оптимизации схем по поставке, продвижению товара на вну­треннем и внешних рынках, поставки в рамках послепродажного обслу­живания, гарантийного и послегарантийного ремонта и т. д.

В цепях поставок часто необходимо доставлять товар по внеш­неторговым контрактам в соответствии с условиями по Инкотермс и международными правилами перевозки, проходить экспортно – импортные процедуры. Подобные цепочки поставок могут содержать логистические центры по распределению, склады производителя, про­межуточные склады в стране отгрузки, транзита, таможенные склады. В реальности цепь поставок представляется более сложной системой, состоящей из множества поставщиков отдельных компонентов (на­пример, до 4700 поставщиков для 5СЖУ по данным Ртапаа1 Тгте$, 7 октября 2003 г.), с многочисленными вариантами маршрутов, схем доставки, смешанных перевозок при сжатых сроках поставки.

Цепочки поставок по своей структуре могут быть классифицированы по разным критериям, например по числу и характеру деятельности компаний – участников и экономических связей между участниками цепочки. Как правило, в цепь поставок крупных компаний – производителей вовлечено множество участников из различных секторов эконо­мики: поставщики, субподрядчики, дочерние компании – производители исходного сырья, материалов, компонентов; непосредственно производитель или несколько производителей конечного продукта – товара; транспортно – экспедиторские компании; перевозчики; компании – производители программного обеспечения и телекоммуникационного оборудования для связи и информационных систем управления цепочками поставок; покупатели; банки, например предоставляющие кредиты производителям, покупателям; компании, предоставляющие услуги по хранению товара; страховые компании и т. д. Следует заметить, что крупные корпорации, в особенности, японские, используют своих «домашних» экспедиторов в качестве транспортно – экспедиторских I компаний (подробно в п. 4.5).; Во многих крупных технологи – ческих компаниях для оптимизации ■ поставок товаров создаются соответ – ' ствующие для этих целей структуры. Компании создают наиболее часто сле – дующие подразделения, отделы с целью организации и контроля поставок товаров:

– огйег тапа§етеп1: (управление размещением заказа);

– огс!ег гиШ1теп1: тапа§етеп1 (управление выполнением заказа);

– зирр1у тападетепх (управление поставками, закупками);

– тапигасхиппд р1аппт§ тапа§етеп1 (управление планированием производства);

– 1о§1$1к5 тапа§етеп1 (управление логистикой);

– зирр1у сЬат тапа§етеп1: (управление цепочками поставок).

В функции управления размещением заказа (ог<1ег тапа§етепг) входит размещение (загрузка) заказа в 5СМ, ЕКР систему, согласование различных вопросов и содействие в решении проблем, связанных с размещением заказа, а также отслеживание статуса заказа с момента его размещения в систему до момента отгрузки товара. Огйег тапа§ег также обязан генерировать из системы счета на оплату (коммерческие инвойсы).

Чаще всего встречаются следующие проблемы в процессе загрузки заказа в систему:

1) некоторые коды, идентифицирующие отдельные компоненты, могут не распознаваться системой из – за того, что эти коды не были своевременно введены в систему по тем или иным причинам. Одной из причин может быть задержка в генерации и введении кодов в систему, так как требуется время для перевода (переименования) идентификационных кодов для тысяч компонентов от многочисленных поставщиков, производителей в собственные идентификационные коды продавца. Поставщики и номенклатура выпускаемой ими продукции постоянно изменяются, что приводит к необходимости ис­пользования дополнительной системы контроля за качеством компонентов, проверки их совместимости с той или иной технологической системой. За этот процесс ответственны отдельный департамент управления продуктовой (товарной) линией Ргосгасг 1лпе тапа§етеп1 с!ераг1теп1 и соответствующий менеджер Рго<1ис1; 1лпе Мапа§ег, сокр. РЬМ. Таким образом, каждый новый закупаемый компонент технологической системы проходит через процедуру авторизации (Ргосшсг К.е1еа8е АигЬошагюп, сокр. РКА) через РЬМ – департамент;

2) детальная спецификация с идентификационными кодами может быть получена с задержкой по времени. В заказе для технологического оборудования, как правило, содержится спецификация в соответствии с общей конфигурацией системы, согласованной между продавцом и покупателем. В этой спецификации не указываются более мелкие компоненты, подпозиции. Более детальная спецификация формируется инженерами, техническими сотрудниками компании – продавца (зреск \уп!ег5, розг – закз еп§теепп§ геат) уже после размещения заказа.

К функциям управления выполнением заказа (Огс1ег гЫЫтепг тапа^етеп!) относят размещение заказов на заводах – поставщиках и контроль за их исполнением, а также сроками, отводимыми на выпол­нение заказа. В случае высокотехнологичных товаров исходный заказ, состоящий из множества отдельных позиций, компонентов, разделяется в 5СМ, ЕКР системе по идентификационным кодам на отдельные внутренние заказы, которые затем размещаются на различных заводах – поставщиках.

Управление поставками, закупками (зирргу тапа§етеп!) отвечает за выбор и смену поставщиков, субподрядчиков, заключение договоров с ними, проведение тендеров на поставки, решение общих вопросов, связанных с поставками. Например, в случае постоянного неисполнения своих обязательств поставщик может быть сменен на нового более ответственного субподрядчика.

В сферу ответственности управления планированием производства (тапигасхиппд р1аппт§ тапа§етеп1) входят краткосрочное и долгосрочное планирование производства, контроль за сроками изготовления выпускаемой продукции. Планирование производства, распределение заказов между поставщиками исходя из объема полученных заказов и статистических данных за предыдущие периоды времени позволяют избегать «пиковой» загруженности производства, приводящей к существенным задержкам в поставках.

Управление логистикой (1о§18йс$ тапа§етеп1) подразумевает обе­спечение транспортно – экспедиторского обслуживания, организацию доставки грузов от поставщиков на склад в логистические распредели­тельные и клиентские операционные центры, проведение всех необхо­димых логистических операций в этих центрах, а также последующую доставку товаров до покупателя в зависимости от условий поставки по Инкотермс.

Основными обязанностями при управлении цепочками поставок (вирр1у сЬат тапа^етеп!) являются интегрирование вышеперечисленных структурных подразделений в единую систему, содействие в решении вопросов, связанных с выполнением заказа на различных стадиях, доставкой, экспортом и импортом товара. К обязанностям отдела управления цепочками поставок также относятся общий контроль за логистическими операциями, участие в создании схем поставки, в том числе с привлечением логистических распределительных и клиентских операционных центров.

В число наиболее часто возникающих проблем входят:

– задержки в поставках или недопоставки отдельных компонентов, частей технологической системы с различных заводов, поставщиков – субподрядчиков (вендоров, уепсЬгз), расположенных по всему миру;

– резко возросший спрос на отдельные компоненты и, как следствие, задержка в поставке этих компонентов;

– необходимость в замене отдельных компонентов технологической системы уже после размещения заказа по тем или иным техническим причинам;

– задержка в поставке отдельных 1КМ компонентов (различных кабелей, соединительных элементов и т. п., 1КМ тагепаЬ) по причине того, что план размещения оборудования и дополнительные сведения о технологической системе (Яоог р1ап, гасе 1ауоит$, сотгш58юпт§ с1а1а) не были своевременно сделаны и представлены продавцу покупателем.

Заказ проходит, как правило, через следующие стадии и следующих сотрудников компании – продавца:

Заказ (ог<1ег) от клиента е> Менеджер по продажам (Ассоипг/ ЗакзМапа^ег) с> Менеджер проекта (Рго^ес! тапа§ег) => Менеджер по заказам (Огёег тапа§ег) <=> Менеджер по выполнению заказа (Огс1ег гиШПтепг) <=> заводы – поставщики. *""

Схема размещения заказов со стандартной конфигурацией обору­дования и отсутствием сопутствующих услуг, например по его монтажу, может иметь иную структуру. В этом случае сотрудники отдела закупок и логистики компании – покупателя (авторизованного партнера) имеют возможность размещать свои заказы по Интернету через центр по загрузке заказов (огс!ег сеп*ег) продавца, представляющий собой специальную программу, базу данных с авторизованным доступом и взаимосвязанную с базовой ЕКР – системой продавца.

Следует заметить, что при любых схемах размещения заказ должен быть прежде всего согласован и подписан между продавцом и по­купателем.

Для управления и контроля за цепочками поставок используется программное обеспечение 5СМ (зирр1у сЬат тапа§етеп1 зойлуаге), ЕВ.Р (Еп1егрп5е Кезоигсез Р1аппт§;) системы, разрабатываемые многими компаниями, в том числе такими, как 5АР (\у\у\\г.$ар.сот), Огас1е (\у\\г\\г. огаск.сот), МкгозоЙ (\у\\г\\г.гтсго50п.сот), 1ВМ (ут\\йЪт.сот) и т. д.

В информационных системах управления цепочками поставок широко используется формат передачи электронных данных Е1ес1готс Бага 1п1егсЬап§е (Е01) (подробности в п. 4.11). Система отслеживания грузов, товара для логистических систем, изложенная в п. 4.11, может быть использована как часть, отдельный блок информационной системы управления цепочками поставок.

Многие компании, в том числе крупные корпорации, часто исполь­зуют таблицы Ехсе1 фирмы МкгозоЙ для хранения данных и контроля за поставками, размещениями заказов. Однако при широкой номенклатуре материалов, компонентов, товаров, при большом числе участников и ин­формационных потоков между участниками в цепочке поставок при не­обходимости анализа данных возникает необходимость использования автоматизированных интегрированных систем, баз данных. Проблема в том, что такие информационные системы достаточно дорогие и, как правило, требуют адаптации к конкретной предметной среде – цепочки поставок с учетом специфики производства, связей между участниками в цепочке поставок. Тем не менее, крупные производители вкладывают значительные денежные средства во внедрение подобных систем в про­изводство, в управление цепочками поставок.

Интегрированные информационные системы 5СМ, ЕКР могут быть использованы для планирования закупок исходного сырья, материалов, компонентов; контроля за размещением, выполнением заказа на покупку; координации отдельных звеньев цепочки поставок; рационального распределения материальных ресурсов с применением, например, сетевого планирования и управления; координации плановых заказов, размещенных на заводах – поставщиках, в дочерних компаниях – производителях; контроля за складскими запасами материалов, компонентов; обеспечения документооборота между участниками цепочки поставок; отслеживания местонахождения товара во время его доставки и т. д.

Современные информационные системы 8СМ, ЕКР имеют доступ через корпоративные интернет – страницы (здеЬ – сайты). Эти системы управления цепочками поставок позволяют размещать и отслеживать выполнение коммерческих заказов по внешнеторговым контрактам, контролировать электронную коммерцию (Е – Ьизтехз): покупку и раз­мещение заказа, статус доставки и оплаты за товар и т. п. При исполь­зовании информационных систем 5СМ, ЕКР достигается оптимизация операций и процессов, уменьшаются время и расходы на обработку запросов покупателей, размещение заказа, на анализ данных о произ­водственных ресурсах, товарно – материальных запасах и т. д. Все по­добные информационные системы являются относительно открытыми системами, использующими открытые стандарты, что способствует их динамичному развитию и появлению новых возможностей по интегра­ции, синхронизации отдельных звеньев в цепочки поставок.

Управление цепочками поставок означает также получение и ана­лиз данных, параметров, позволяющих контролировать на регулярной основе качество самих поставок, транспортно – экспедиторского обслу­живания (рис. 4.7.2). К числу контролируемых параметров можно от­нести, например, процент и число заказов с товаром, произведенным и поставленным в соответствии со сроками, оговоренными в заказе или контракте. Этот анализ позволяет выявить положительные или отрица­тельные тенденции, причины задержек в поставке товаров, сформули­ровать и реализовать план действий по сокращению сроков поставки, по улучшению логистических операций, транспортно – экспедиторского обслуживания.

Важную роль в цепях поставок играют современные логистические распределительные и клиентские операционные центры. Логистический распределительный центр обеспечивает хранение, консолидацию грузов на складе, упаковку, складской документооборот, управление складскими запасами, координацию с другими логистическими и коммерческими операциями и т. д. В логистическом центре, например, по просьбе клиента могут формироваться, консолидироваться коммерческие лоты и доставляться «от двери до двери» конечным покупателям в соответствии с заказами, получаемыми от клиента.

Клиентский операционный центр (Сизготег Орегайопз Сеп1ег) отличается от логистического распределительного центра тем, что в клиентском центре могут оказываться технические услуги, например, по сборке, тестированию, замене и ремонту оборудования (рис. 4.7.3). Клиентские центры обычно создаются в кооперации с компанией – производителем. В итоге создается совместная структура «производитель – экспедитор», где технические услуги оказывают сотрудники компании – производителя, постоянно работающие в операционном центре, а логистические – экспедитор, который может предоставлять в том числе и свои складские площади под создание операционного центра. В такой структуре создается высокая степень автоматизации, координации всех действий, операций по аналогии с организацией производственных процессов на заводах по сборке того или иного оборудования. В качестве экспедитора выступает, как правило, транспортно – экспедиторская компания, являющаяся так называемым ЗРЬ – (Згс1 рагту ю^зИсз) или 4РЬ – (41п раггу 1о§1511с$) поставщиком логистических услуг (логистическим оператором, провайдером) на основе аутсорсинга. ЗРЬ – концепция подразумевает, что логистической компании передается частично или полностью управление логистическими операциями компании – клиента, а также могут передаваться частично функции по управлению цепочками поставок. 4РЬ – концепция понимается как более высокий уровень предоставления логистических услуг, когда компания – клиент передает транспортно – экспедиторской компании функции по управлению логистическими операциями, а также частично или полностью функции по управлению цепочками поставок. 4РЬ – концепция – это последующий этап развития логистических услуг на основе аутсорсинга.

На логистических распределительных и клиентских операционных центрах устанавливается четкая взаимосвязь между всеми операциями и единая система контроля, управления, которая осуществляется при помощи автоматизированной системы управления складом и всеми операциями от начала до конца. Эта система обеспечивает информацию о статусе заказа, отгрузки и доставки, обеспечивает взаимосвязь с финансовыми данными, условиями оплаты по конкретному заказу. В случае, например, задержки в оплате со стороны покупателя система автоматически блокирует отгрузку до тех пор, пока не будет разрешен вопрос по оплате. Автоматическое блокирование означает, что система выдает предупреждающее сообщение, блокирует все дальнейшие действия и не позволяет автоматически формировать отгрузочные документы (отгрузочный инвойс, упаковочный лист), которые необходимы для отгрузки и дальнейшей доставки.

По возможности все процессы в этих центрах, в особенности тру­доемкие, автоматизируются. К примеру, информация о количестве и составе оборудования считывается сканером со штрихкодов, нанесенных на упаковку, и автоматически вводится в систему. Количество и состав запасных частей также контролируются через автоматизированную систему. Склад запасных частей, отдельных компонентов может использоваться как для замены оборудования по процедуре срочной замены или ремонта, так и для немедленной поставки отдельных ком­понентов с этого склада для коммерческого заказа, если эти компоненты задерживаются от поставщика, производителя. Оптимальный запас отдельных компонентов для немедленной поставки со склада (за&гу 81оск) позволяет избегать задержек в выполнении заказов. Объем запасов определяется обычно на основе статистических данных, получаемых из корпоративной 8СМ, ЕКР информационной системы.

Автоматизированные системы управления создаются на основе систем баз данных, 8СМ –, ЕКР – систем различных компаний – производителей программного обеспечения. Специалисты отдела автоматизации, 1Т – специалисты должны определить оптимальный вариант программного обеспечения в каждом конкретном случае, а также учесть наличие уже внедренных существующих информационных систем, которые необходимо интегрировать в единую систему. Различные программные продукты, базы данных, допустим, одна – для контроля и управления выполнения заказов, а вторая – для финансовых данных, могут привести к существенным проблемам, несовместимости форматов данных или каких – либо параметров систем. Кроме того, поддержание, обслуживание одной единой системы экономически более выгодно. По этим причинам большинство компаний стремится построить единую платформу контроля данных для различных департаментов, отделов компании, если даже исторически сложилось так, что уже ранее были внедрены различные системы.

Подобные интегрированные информационные системы позволяют автоматизировать рутинные процессы, уменьшить время на осу­ществление операций и выполнение заказа. Автоматизированные си­стемы управления применительно к управлению цепочками поставок являются одним из ярких примеров того, как современные информа­ционные технологии могут преобразить и модернизировать систему поставок товаров и современные транспортно – экспедиторские услуги.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: