Формы розничной торговли

Перед тем как перейти к классификации основных форматов розничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами, поговорим о формах розничной торговли.

Большинство розничных торговцев предоставляют свои услуги путем, который был традиционным до середины прошлого века, – через торговые точки. Развитие современных технологий породило новые формы розничной торговли, полностью или частично заменяющие наличие как продавца, так и физической розничной точки.

Выделение форм розничной торговли связано с научно – техническим прогрессом, который изменил розничную торговлю, так же как и остальные сферы жизнедеятельности человечества. Если посмотреть на табл. 2.2, то можно заметить, что разделение форм торговли по вертикали связано в основном с маркетингом, а разделение форм торговли по горизонтали – с логистикой.

Таблица 2.1.

Параметры отнесения торгового предприятия к различным форматам

Параметры отнесения к различ. форматам Описание
Местоположение Для того чтобы привлечь потребителей, магазины, расположенные ближе к окраинам или в местах проживания большого количества людей («спальных районах»), должны предлагать широкий выбор качественных товаров по разумным ценам (концепция «лучшей стоимости за деньги»). Магазины, расположенные в проходных местах, должны предлагать ассортимент первоклассных торговых марок по выгодным ценам. С одной стороны, данное разделение вызвано различной стоимостью торговой недвижимости, расположенной в центральных и загородных районах. С другой стороны, предполагается, что более крупные форматы должны располагаться в отдаленных от центра районах. Более подробно мы осветим этот вопрос в разделе, посвященном недвижимости в логистике торговых предприятий
Размер торговой точки Размер торговой точки влияет на товарный ассортимент магазина. Поэтому ожидания потенциального покупателя от размера понятны: от крупного магазина ожидается широкий выбор, а от магазина небольшой площади – интересный ограниченный ассортимент
Мерчандайзинг Товарная матрица. Некоторые магазины придерживаются одной из основных товарных категорий (например, бакалея), другие могут смешивать продукты питания и основные непродовольственные товары
  Товарный ассортимент, его ширина и глубина. Выбор товаров в пределах классификации, ограниченный как шириной ассортимента (число различных товарных категорий), так и глубиной ассортимента (число товарных единиц в рамках каждой товарной категории)
  В зависимости от каждого из описанных параметров магазины могут быть только продовольственными с ограниченным ассортиментом или пытаться удовлетворить все потребности потребителя, предоставляя большой набор продовольственных и непродовольственных категорий с максимальным ассортиментом
Уровень цен Естественно, что объем ассортимента и уровень цен в торговой точке прямо пропорционально связаны друг с другом. Чем больше выбор, т. е. чем шире и глубже ассортимент, тем выше издержки по управлению торговой точкой. Есть только один тип магазинов, который бросил вызов этой закономерности – «убийцы категорий», которые в настоящее время представлены в России форматом гипермаркета
Атмосфера и сервис Восприятие качества или цены, полное или ограниченное обслуживание – это параметры, по которым потребители выбирают места своих покупок

При использовании форм торговли, связанных с удаленным контактом с покупателем, розничный торговец значительно сокращает свои торговые издержки, но при этом использование подобных форм торговли значительным образом повышает роль логистических технологий в торговле. Мы подробнее рассмотрим этот вопрос в разделе, посвященном внемагазинным форматам розничной торговли.

Таблица 2.2.

Формы розничной торговли

Обслуживание Непосредственный контакт Удаленный контакт
Наличие продавца Магазины Телефонные продажи Телевизионные магазины
Отсутствие продавца Торговые автоматы Каталожная торговля Интернет – торговля

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: