Наценки оптовой и розничной торговли

Наценка оптовой и розничной торговли (торговая наценка) – это разница между ценой продажи и ценой покупки товара. В Государственном стандарте Российской Федерации ГОСТ Р 51-303-99 «Торговля. Термины и определения», утвержденном Постановлением Госстандарта РФ от 11.08.1999 г. № 242-ст, под торговой наценкой понимается элемент цены продавца, обеспечивающий ему возмещение затрат по продаже товаров и получение прибыли. Иначе говоря, торговая наценка фактически выступает составной частью продажной цены товара в оптовой торговле и розничной цены товара в рознице. Правильное формирование торговой наценки – процесс очень важный, так как, с одной стороны, организация должна при продаже товара покрыть все свои затраты, связанные с продажей, и получить прибыль, а с другой, – не завысить излишне цену товара, чтобы она не стала неконкурентоспособной.

Возмещение всех затрат оптовой торговли и получение ею прибыли обеспечивается с помощью наценок оптовой торговли. В этих наценках учитываются расходы по закупке, хранению, комплектации, подсортировке, фасовке, транспортировке и реализации продукции, а также прибыль оптового торговца, НДС и другие налоги. Таким образом, по существу, наценки представляют собой цену за услуги оптового звена, включающую, как и любая цена, затраты, прибыль и налоги.

Если предприятие оптовой торговли закупает продукцию у изготовителя по свободной отпускной цене, то оптовая наценка им устанавливается самостоятельно с учетом потребительских свойств продукции и соотношения спроса и предложения на соответствующем товарном рынке. Если товары поступают от зарубежных поставщиков, то таможенные пошлины, сборы (платежи) за таможенные процедуры учитываются в затратах организаций оптовой торговли при реализации продукции по свободным ценам.

Таким образом, торговая наценка в оптовой торговле выявляется при продаже товара как разница между ценой его приобретения и той ценой, по которой он отпускается оптовому покупателю. В розничной торговле все происходит несколько иначе. Пункт 13 Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденного Приказом Минфина РФ от 09.06.2000 г. № 44н, позволяет розничным продавцам вести бухгалтерский учет товаров не только по ценам приобретения, но и по продажным (розничным) ценам. Связано это с тем, что зачастую в рознице невозможно обеспечить натурально-стоимостную схему учета товаров, при которой, как известно, учет товаров ведется отдельно по каждому наименованию. Так, если использование натурально-стоимостной схемы учета возможно при торговле в розницу автомобилями, бытовой техникой, мебелью и другими видами «штучных» товаров, то при продаже иных товаров, таких как продукты питания, галантерея, канцелярия и так далее, организовать такой учет при отсутствии специальных видов контрольно-кассовой техники практически невозможно. Поэтому в этом случае применяется стоимостная схема учета, которая предполагает, что учет товаров в розничной организации ведется по продажным (розничным) ценам.

Розничная цена товара складывается из цены поставщика и торговой наценки, причем доведение покупной цены товара до его розничной цены производится в момент поступления товара в торговую организацию. Начисление торговой наценки производится на основании специального документа ̶ Реестра розничных цен, в котором указывается вся необходимая информация о товаре, поступающем в торговлю, а именно его наименование, цена поставщика, размер торговой наценки в процентах и в стоимостном выражении, а также сформированная розничная цена товара. Утверждение розничных цен осуществляется руководителем торговой организации.

Таким образом, через наценку розничной торговле возмещаются затраты по реализации товаров конечным потребителям (населению) предприятиями розничной торговли. В наценку розничной торговли включаются транспортные затраты по доставке товара от поставщика (в зависимости от вида франко и условий поставки, указанных в договоре на поставку), другие расходы по закупке и реализации товаров предприятием розничной торговли, а также прибыль и НДС.

В основном наценки определяются предприятием розничной торговли самостоятельно, исходя из рыночной конъюнктуры. Причем наценка может устанавливаться как единая на весь ассортимент товаров, так и различная по видам товарных групп. Используемый вариант розничной фирме следует закрепить в своей учетной политике.

В ряде случаев применяются регулируемые наценки оптовой и розничной торговли. Так, органы исполнительной власти субъектов РФ осуществляют регулирование на российском внутреннем рынке предельных размеров оптовых розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов. Органам исполнительной власти субъектов РФ также предоставляется право вводить государственное регулирование:

- снабженческо-сбытовых и торговых надбавок к ценам на продукцию и товары, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов;

- наценок на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях;

- торговых надбавок к ценам на продукты детского питания (включая пищевые концентраты).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: