Специальность – логистика

1. Предмет планирования

Предмет планирования: отношения, которые складываются между участниками производственного процесса по поводу установления и реализации приоритетов, пропорций и комплекса мероприятий, обеспечивающих их достижение (разработка стратегических и программных документов)

Объект планирования: деятельность предприятия (экономическая, хозяйственная, социальная функция)

Планирование

Предмет планирования – деятельность компании, заключающаяся в стремлении к достижению основных целей, соответствующих миссии компании. Планирование призвано способствовать достижению целей компании.

Объектами планирования являются ресурсы и процессы компании.

Основные ресурсы:

  1. трудовые – квалифицированный персонал и неквалифицированная рабочая сила;
  2. материальные – сырье и материалы, инвентарь, незавершенное производство, товары и готовая продукция и т. д.;
  3. основные средства – здания, сооружения, машины, оборудование, средства труда, нематериальные активы и т. д.;
  4. информационные – информация для принятия решений, для контроля за реализацией выполнения решений и т. д.;
  5. финансовые – деньги, фонды, ценные бумаги и т. д.

Процессы подразделяются на бизнес процессы и проекты.

Бизнес процесс – совокупность различных видов деятельности, в рамках которой «на входе» используется один или более видов ресурсов, и в результате этой деятельности «на выходе» создается продукт, представляющий ценность для потребителя (М. Хаммер, Д. Чампи).

Виды бизнес процессов:

  1. основные – направлены на внешнего потребителя;
  2. вспомогательные (обеспечивающие) – направлены на внутреннего потребителя;
  3. управленческие – процессы подготовки и принятия решений.

Проект – уникальный процесс, предполагающий координированное выполнение взаимосвязанных действий для достижения определенных целей в условиях временных и ресурсных ограничений (С. Ковалев). Проекты могут быть направлены на развитие системы управления; развитие существующих бизнесов и создание новых бизнесов.

Объекты планирования измеряемы в показателях.

Основными планируемыми показателями являются:

  • выручка, доля рынка;
  • потоки и остаток денежных средств;
  • финансовый результат – прибыль/убыток;
  • затраты;
  • конкурентоспособность; изменения в продукте, производстве, распределении.

2. Виды и формы планирования

Виды планирования различают по нескольким признакам.

В зависимости от гибкости планов выделяют два основных вида планирования:

1) директивное – планирование сверху вниз с четко заданными показателями;

2) индикативное – направляющее планирование с нечеткими рамками и возможностью лавирования.

В зависимости от горизонта и уровня планирования выделяют три вида планирования:

1. миссия

2.стратегическое – комплекс долгосрочных решений, которые вырабатываются в рамках политики достижения поставленных целей; (1+2 топ-менеджмент)

3.тактическое – среднесрочное планирование, направленное на реализацию стратегических планов. Задачи тактического планирования: выбор оптимальных средств для реализации стратегии, обеспечение пропорционального развития и скоординированности действий организационных звеньев; (функциональный менеджмент)

4.оперативное планирование – краткосрочное планирование, направленное на реализацию тактических планов. Объекты оперативного планирования: объем выпуска и продаж, контроль качества, кадры, товарно-материальные запасы и др. (линейный менеджмент)

3. Принципы планирования и их индикаторы

Группа Содержание Индикатор
Принципы Файоля · Принцип единства предполагает, что планирование в организации должно иметь системный характер. Система означает существование совокупности взаимосвязанных элементов и наличие единого направления их развития, ориентированного на общие цели. Элементами планирования в организации являются отдельные подразделения, входящие в нее, и отдельные части процесса планирования.  
Принцип участия тесно связан с принципом единства. Этот принцип означает, что каждый член организации становится участником плановой деятельности независимо от должности и выполняемой им функции. То есть процесс планирования должен привлекать к себе всех тех, кого он непосредственно затрагивает. Планирование, основанное на принципе участия, называют партисипативным.  
Принцип непрерывности предполагает, что:
  • процесс планирования на предприятии должен осуществляться постоянно в рамках установленного цикла;
  • разработанные планы должны непрерывно приходить на смену друг другу (второй – на смену первому, третий – на смену второму и т. д.).
Второе из условий непрерывности планирования – постоянное следование планов друг за другом – компании, как правило, соблюдают. В то же время нередки случаи прерывания процесса планирования: фирмы разрабатывают план в течение определенной части года, утверждают его и прекращают планирование до следующего периода.
 
Принцип гибкости связан с принципом непрерывности и заключается в придании планам и процессу планирования способности менять свою направленность в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств. Для осуществления принципа гибкости планы должны составляться так, чтобы в них можно было вносить изменения, увязывая их с изменяющимися внутренними и внешними условиями. Поэтому планы обычно содержат определенные резервы. Однако существуют определенные пределы резервов планирования:
  • резервы, заложенные в показателях, не должны быть слишком большими, иначе планы окажутся неточными;
  • низкие резервы влекут за собой частые изменения в планах, что размывает ориентиры деятельности фирмы.
 
Принцип точности означает, что всякий план должен быть составлен с такой степенью точности, которая совместима с определенной долей неизвестности. Другими словами, планы должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в какой позволяют внешние и внутренние условия деятельности фирмы.  
Общеэкономические принципы Принцип комплексности. У каждого человека результаты деятельности во многом зависят от уровня развития способностей, физического состояния, мотивации, ранее приобретенного опыта и т.д. Все они образуют взаимосвязанную систему, так что всякое количественное или качественное изменение хотя бы одного из этих параметров приводит, как правило, к соответствующим изменениям многих других.  
Принцип эффективности требует разработки такого варианта деятельности, который при существующих ограничениях используемых ресурсов обеспечивает получение наибольшего эффекта/результата. Известно, что всякий эффект в конечном итоге заключается в грамотном распределении ресурсов. Первым показателем планируемого эффекта может служить превышение результатов над затратами.  
Принцип оптимальности подразумевает необходимость выбора лучшего варианта на всех стадиях планирования из нескольких возможных альтернатив.  
Принцип пропорциональности, т.е. сбалансированный учет ресурсов и возможностей.  
Принцип научности, т.е. учет последних достижений науки и техники.  
Принцип детализации, т.е. степени глубины планирования  
Принцип простоты и ясности, т.е. соответствия уровню понимания вами вашего собственного плана.  
Принципы Аккофа Принцип участия оказывает активное воздействие персонала на процесс планирования. Он предполагает, что никто не может планировать эффективно для кого-то другого. Лучше планировать для себя − не важно, насколько плохо, чем быть планируемым другими − не важно, насколько хорошо. Смысл этого: увеличивать свои желания и способности удовлетворять потребности как собственные, так и чужие. Планирование другими не может увеличить эти желания и способности, только собственное планирование дает такую возможность. Оно должно быть столь же радостным, сколь производительным. При этом главная задача профессиональных плановиков состоит в стимулировании и облегчении планирования другими для себя. Экономисты-менеджеры должны обеспечивать мотивы, информацию, знание, понимание, мудрость и воображение, необходимые остальным категориям персонала, чтобы планировать для себя.  
Принцип холизма состоит из двух частей: координации и интеграции. Каждая из них относится к своему измерению предприятия, которое разделено на уровни, а каждый уровень − на объекты, различающиеся по выполняемым функциям, выпускаемой продукции и обслуживающему рынку. Координация охватывает согласованное взаимодействие объектов одного уровня, интеграция − между объектами разных уровней. Принцип координации устанавливает, что деятельность ни одной части организации нельзя планировать эффективно, если ее выполнять независимо от других объектов данного уровня. Отсюда вытекает, что деятельность подразделений одного уровня следует планировать не только одновременно, но и во взаимозависимости с другими. Не важно где возникают проблемы, решать их нужно совместно с остальными.Принцип интеграции определяет, что планирование осуществляемое независимо на каждом уровне, не может быть столь же эффективным без взаимоувязки планов на всех уровнях. Стратегия или тактика, сформулированная на одном уровне предприятия, часто создает новые проблемы для других уровней. Поэтому для ее решения необходимо изменение стратегии другого уровня. Сочетание принципов координации и интеграции дает принцип холизма. Согласно ему, чем больше элементов и уровней в системе, тем выгодней планировать одновременно и во взаимозависимости. Эта концепция планирования "сразу всеми" противостоит последовательному планированию  

4. Методы и средства планирования

Планирование финансовых показателей осуществляется посредством определенных методов. Методы планирования - это конкретные способы и приемы расчетов показателей. При планировании финансовых показателей могут применяться следующие методы: нормативный, расчетно-аналитический, балансовый, метод оптимизации плановых решений, экономико-математическое моделирование.

Естественно, что универсальных рецептов, которые могли бы одинаково успешно применяться на различных предприятиях, нет. Но есть методы, с использованием которых могут быть построены системы управления предприятием. Они представляют собой формализованную совокупность понятий и процессов, позволяющую создать описание того, как предприятие должно работать, и имеют сугубо конструктивный характер, то есть их можно воспринимать как набор инструкций (алгоритм). Итак, к основным методам планирования финансовой деятельности на предприятии относят:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: