Методы затратного ценообразования предполагают определение цены товара исходя из издержек и прибыли (как правило, средних издержек и средней прибыли).
Пример 11.1. Затраты на производство одного метра ткани равны 108 руб., средняя доля прибыли в цене равна 10%, тогда оптовая отпускная цена товара будет равна 120руб. (108х 100: 90), или процент прибыли к затратам принимается равным 11,11%, тогда оптовая отпускная цена одного метра ткани будет равна 120 руб. (108 + (108 х 11,11% / 100%)= 108 + 12).
Оптовые и розничные торговцы при определении продажных цен на свои товары исходят из цен на приобретенные ими товары, которые для них выступают в виде затрат. Для возмещения собственных расходов, уплаты налогов и получения прибыли торговцы устанавливают наценки (снабженческо-сбытовые, оптовые, торговые), которые рассчитываются в процентах к затратам или к продажной цене и являются источниками покрытия издержек обращения и формирования прибыли. Методы затратного ценообразования довольно распространены при ценообразовании на продукцию, цены которой регулируются государством.
|
|
Данный метод ценообразования применяется при следующих условиях:
■ эластичность спроса по цене низкая, т.е. цена не является основным фактором, определяющим решение покупателя приобрести именно данный товар;
■ товар не имеет аналогов, уникальный; новый, опытный образец; редкий, производимый на заказ; престижный; дефицитный;
■ фирма работает в отрасли с традициями затратного ценообразования или конкуренцией в области затрат;
■ издержки стабильны или незначительно изменяются во времени.
Достоинства методов затратного ценообразования:
■ простота сбора информации и расчетов. Информация об издержках производства более определенна и известна производителю, чем информация о спросе. Нет необходимости корректировать цену при нестабильном спросе;
■ надежность метода, информация о затратах подтверждается документами бухгалтерии;
возможность минимизировать ценовую конкуренцию, если к этому методу определения цен обращаются все предприятия отрасли, то их цены будут близкими;
■ справедливость по отношению и к покупателям, и к продавцам. При высоком спросе продавцы не наживаются за счет покупателей и вместе с тем имеют возможность получить прибыль на вложенный капитал, традиционную в данной сфере деятельности.
Недостатки методов обоснования цен на базе издержек производства:
■ цена может не совпасть с ценой, которую покупатели готовы заплатить заданный товар, так как при обосновании цены не принимаются во внимание внешние по отношению к продавцу факторы, в первую очередь, конкуренция, потребительные свойства товара и его заменители, спрос, на товар;
|
|
■ производители игнорируют то, что цена может не находиться в прямой зависимости от издержек производства;
■ метод не заинтересовывает в снижении затрат, особенно при обосновании регулируемых государством цен;
■ величину удельных затрат сложно и даже невозможно определить до установления цены, так как цена определяет объем спроса и продаж.
Установление цен на базе издержек, по мнению многих экономистов, является устаревшей и неэффективной методикой, хотя и часто практикуемой. Метод обоснования цен на базе издержек производства больше годится для определения нижнего предела цены (которая должна ответить на вопрос, можно или нельзя выходить с данным товаром на рынок), чем для определения продажной цены.
Затратное ценообразование рассматривает цену производителя как совокупность трех элементов:
1) переменных затрат на производство единицы товара;
2) средних постоянных затрат;
3) удельной прибыли.
Главные функции специалиста по ценообразованию в условиях затратного подхода - участие в создании совершенной системы учета затрат и обоснование величины прибыли в составе цены товара.
Методы затратного ценообразования:
■ калькулирование по полным затратам;
■ калькулирование по сокращенным затратам;
■ метод дохода на капитал;
■ метод надбавок и скидок;
■ метод целевой прибыли;
■ расходы плюс гонорар.