Процесс функционирования товарных рынков с посредником дает возможность описать допустимые компромиссные состояния для их участников при различных вариантах экзогенно задаваемых управляющих переменных: цен спроса, цен предложения, объемов рыночных сделок.
Формирование равновесной рыночной цены обусловлено механизмами функционирования товарного рынка, состоящего из промежуточного звена m производителей некоторых товаров j (j =
) и l - потребителей этих товаров. Промежуточное звено играет роль торгового посредника между производителями и потребителями. Он покупает продукцию у каждого производителя по цене
, которую затем продает потребителю по цене
. Таким образом, экономическая выгода посредника как цель его деятельности формируется за счет разности цен
и
, а также исходя из объема продаж с учетом затрат на посредническую деятельность. Производители и потребители также стремятся максимизировать свою экономическую выгоду. При этом экономическая выгода производителя i (i =
) представляет собой разницу между суммой продаж продукции посреднику в объеме
по цене
и затратами на ее производство. Экономическая выгода потребителя k (k =
) есть разница между пользой, которую он получает от использования у себя товара, приобретая его по цене
в количестве
, и суммой затрат на его приобретение и эксплуатацию[7]. Выбор решения, происходящий в условиях равновесного рынка, является неоднозначным с позиций интересов отдельных субъектов рыночных отношений: потребителей, производителей и посреднических звеньев. Под допустимым (равновесным) понимается состояние рынка, для которого выполняются соотношения баланса спроса и предложения по каждому товару j.
Дисбаланс спроса и предложения не выгоден ни одному из участников этой экономической системы, так как непроданные товары убыточны для производителя, а их нехватка снижает доходы посредника и потребителя, а перепродаваемый товар однороден. Поэтому запишем условие равновесия спроса и предложения в форме традиционной системы равенств
i
где
- объем спроса на товару потребителя с индексом k (k =
);
- объем предложения товара j производителем i (i =
);
- совокупный объем спроса потребителей на товару;
- совокупный объем предложения производителей товара j.
Для получения устойчивых компромиссов, т.е. исключающих экономические мотивы их изменения со стороны субъектов рынка и любых их коалиций, условие (10.1) необходимо дополнить формальными правилами выбора компромиссных состояний. В качестве возможных таких правил могут рассматриваться правила относительно поведения и информированности субъектов рынка, правила распределения приоритетов между субъектами рынка в выборе управлений (параметров) рынка p d, ps и q и т.п. (обозначено ps =(
,...,
) и p d=(
,...,
) - векторы цен предложения и спроса соответственно; q = (q 1,..., q n), где q j =
=
). При этом отличительная особенность поиска в области допустимых компромиссов состоит в том, что параметры pd, ps и q посредством моделей поведения субъектов в системе рыночных отношений связаны между собой так, что по значениям одних из них можно пытаться находить значения других. Поскольку «...равновесные цены и количества определяются с учетом эффекта обратной связи, отражающего изменения частного равновесия на одном рынке в результате изменений, возникших на сопряженных рынках под влиянием первоначальных изменений на данном рынке»[8], а также в силу неразрывной взаимосвязанности процессов производства и потребления «...цены предопределяют объем выпускаемой продукции, а объем выпуска в значительной степени определяет цены. Цены потребительских товаров и услуг зависят от цен ресурсов. А цены ресурсов - от цен потребительских благ, на которые существует платежеспособный спрос»[9].
Полагается, что определяемые по моделям поведения потребителей функции спроса зависят от системы цен (
), по которым товары закупаются у посредника, и от доходов потребителей (I k), т.е.

Функции предложения определяются через систему цен (р*-), по которым товары поставляются производителями посреднику, и финансовый ресурс производителя (G i), т.е.

Полагаем также, что совокупный доход (I)потребителей полностью тратится на закупку товаров у посредника, а именно

Совокупный финансовый ресурс (G) производителей получен в результате продажи товаров посреднику, что определяется соотношением
i
Полагаем, что посредник всегда стремится максимизировать свою прибыль (R), которая выражается в виде разницы между стоимостью проданных (I) и стоимостью закупленных (G)товаров, т.е.

Стоимость проданных посредником товаров (I) определяется величиной спроса, под которой подразумевается количество единиц товара, которое может быть приобретено на рынке в определенный период времени при данном уровне цен и неизменных прочих факторах.
Стоимость закупленных посредником товаров (G) определяется величиной предложения, под которой подразумевается количество единиц товара, которое может быть продано на рынке в определенный период времени при данном уровне цен и неизменных прочих факторах.
Обозначим через q j левую (правую) часть равенства (10.1). Тогда выражение (10.6) можно записать в виде

где p d = (
,...,
), p s =(
,...,
), q = (q 1,..., q n) - векторы цен продажи, закупки и количества проданного посредником (или закупленного) товара соответственно.
На основе моделей формирования экономической выгоды производителя, посредника, потребителя поставлены и решены задачи расчета экономических взаимодействий, обусловленные информированностью субъектов рынка, распределением приоритетов между субъектами рынка в выборе управлений (параметров) рынка, связанных между собой так, что по значениям одних из них можно пытаться находить значения других.
Тогда в зависимости от того, какие из величин p d, p s и q заданы, можно выделить три основные задачи для товарных рынков с посредником. На формирование экономической выгоды хозяйствующих субъектов оказывают влияние следующие цены:
1) спроса;
2) предложения;
3) спроса и предложения, определяемых исходя из согласованных объемов продаж.
Рассмотрим решение этих задач ниже.
Задача 1. Заданы цены
. Требуется определить цены
, объемы рыночных сделок по каждому товару q jи результаты деятельности каждого из субъектов рынка.
При этом исходный параметр - цена покупателя (или цена спроса) складывается из доходов и предпочтений потребителей1, обусловленных факторами культурного уровня (к ним относятся культура, субкультура, социальное положение); факторами социального порядка (такими как референтные группы, семья, социальные роли и статусы); факторами личного порядка (включающими в себя возраст, этап жизненного цикла семьи, род занятий, экономическое положение, тип личности, представление о самом себе, образ жизни); факторами психологического порядка (складывающимися из мотивации, восприятия, усвоения, убеждения и отношения)[10].
Решение данной задачи разобьем на следующие этапы:
1) определяем по функциям спроса (2) количество закупаемых
у посредника товаров потребителями:
(
,...,
, Ik);
2) находим объем совокупного спроса потребителей на товары
и полагаем, используя условия баланса (1), что
=
;
3) из системы уравнений
=
(
,..., <
, G i) =
находим цены предложения
;
4) определяем объемы предложения каждого производителя
;
5) определяем значения функции полезностей потребителей, прибыль производителей и посредника.
Рассмотрим следующий пример рынка двух товаров с посредником, на котором также действуют два производителя (каждый поставляет только один товар) и два потребителя (каждый из них потребляет два товара).
Пусть прибыль производителей задана выражениями
П1(q) = p 1 x q - c 1(q), П2(q) = p 2 x q - c 2(q).
Здесь c 1(q) и c 2(q) - функции минимальных издержек. Положим, что c 1(q) = 130000 +
q 2и c 2(q) = 100000 +
q2.
Для нахождения функции предложения приравняем к нулю
производную:
= p 1 -
q = 0 и
= p 2 -
q = 0.
Имеем:

Таким образом, совокупный доход производителей равен:
.
Далее пусть функции полезности потребителей имеют вид:
.
Решение задачи оптимального выбора дает следующие выражения для функций спроса

Пусть доходы первого и второго потребителя составляют:

Выписываем условия согласования спроса и предложения:
;

Вернемся к рассмотренным выше этапам решения задачи 1.
Решение первого этапа дают выражения (10.9) для функций
спроса
,
,
,
и соотношения доходов потребителей (10.10). Далее

Из равенств (10.11) находим цены предложения
= 0,068
,
= 0,008 
Далее определяем результаты субъектов рынка.
Прибыль первого производителя составит:
П1 =
(0,68
)2 - 130 000 -
(0,68
)2 =0,02312
- 130 000.
Прибыль второго производителя:
П2 =
(0,32
)2 - 100000 -
(0,32
)2 = 0,00128
- 100000.
Прибыль посредника:
R = I -
-
,
= I - 0,04624
- 0,00256 
Значение функции полезности для первого потребителя составит:
u 1 =4 ln0,68 + ln0,32 + 4 ln
+ln
= ln0,06842 + 5 1n I - 4 ln
- ln 
Соответственно для второго потребителя u 2 = ln0,2176 + ln I - ln
- ln
.
Задача 2. Заданы цены
. Требуется определить цены
, объемы рыночных сделок q j и результаты каждого из субъектов рынка.
Определение исходного параметра - цены на производимую и реализуемую предприятием продукцию - является одним из наиболее ответственных решений, влияющих на результаты финансово-хозяйственной деятельности. Низкая цена не позволит обеспечить предприятию достаточный уровень прибыли и может привести к убыткам. При необоснованно высокой (с точки зрения потребителя) цене существует опасность снижения спроса на продукцию и, следовательно, объемов ее реализации.
Цена зависит от множества внешних и внутренних факторов, таких как[11]: структура рынка, на котором фирма продает свой товар; вид товара, производимого фирмой (продукция производственно-технического назначения, потребительские товары длительного пользования, потребительские товары первой необходимости и др.); эластичность спроса по цене; цели фирмы; вероятность существования конкуренции; степень удовлетворения потребителей данным товаром, услугой; возможность сегментации рынка; существование качественного различия между товарами фирмы и товарами других фирм; роль цены как элемента маркетинга; размер фирмы; размеры и количество предприятий, выпускающих аналогичные и взаимозаменяемые товары по отношению к товару, выпускаемому фирмой; степень дифференциации продукции; степень совместного воздействия на рынок товара цен; других элементов маркетинга фирмы; степень вмешательства государства в ценовую политику фирмы; степень прямого и косвенного влияния на политику цен общественных организаций и т.д.
Кроме того, на установление цены в большой степени влияют цели ценовой политики предприятия. Ценовая политика - это «общие цели, которые предприятие собирается достичь с помощью установления цен на свою продукцию»[12]. «Проведение фирмой правильной ценовой политики на уровне предприятия предполагает получение и анализ информации в следующих аспектах: возможность повышения фирмой качества выпускаемых товаров; состояние и прогнозирование спроса; данные о ценах на потребляемую и реализуемую продукцию; изыскание резервов для снижения издержек; прогнозирование цен на товары, выпускаемые предприятием или фирмой, и данные о ценах на такие же товары у предприятий (фирм)-конкурентов; анализ динамики и структуры цен; данные о декларировании цен предприятиями-монополистами; изучение эластичности спроса на товары, изготовляемые предприятием, изучение структуры и динамики спроса; прогнозирование внутренних рынков сбыта и потенциальных конкурентов; изучение биржевых цен; анализ цен внешней торговли и внешних рынков сбыта»[13].
Для установления цены предприятие может применить следующие формы ценовой политики или их комбинации, соответствующие целям ценовой политики[14]: добиться такого уровня цен, верхний предел которого обеспечивал бы фирме «нормальную прибыль» (возмещение издержек производства плюс средняя норма прибыли); вести политику ценовой конкуренции; осуществлять политику неценовой конкуренции; устанавливать цены на уровне лидера или цен конкурентов; обеспечивать «престижные» цены, особо подчеркивая высокое качество товара; поддерживать с помощью цен определенный процент прибыли на авансированный капитал; регулировать цены, обеспечивающие стабильность объемов и номенклатуры продукции; добиваться стабильности цен и прибыли путем маневрирования факторами производства; устанавливать цены с целью вытеснения конкурентов с внутреннего или мирового рынка; устанавливать низкие цены с целью проникновения на рынок.
Решение вышепоставленной задачи можно также представить в виде последовательности этапов:
1) определяем предложения производителей товаров на рынке
2) определяем совокупное предложение товаров
. Полагаем, что объем спроса равен объему предложения, т.е.
=
;
3) решая систему уравнений,
;
, находим цены спроса товаров
4) определяем объемы спроса каждого потребителя при ценах
, полученных на этапе 3 данного алгоритма;
5) определяем результаты участников рынка.
По данным рассмотренного выше примера выражения для функций спроса и предложения товаров
и
дают соотношения (10.8).
Используя условия равенства объемов спроса и предложения и выражение (10.9) для функций спроса, получим
= 0,068
и
= 0,008
.
Определяем результаты участников рынка.
Прибыль первого производителя:
П1 = 10(
)2 - 130 000 -
х100х(
)2 = 5(
)2 - 130000.
Прибыль второго производителя:
П2 = 40(
)2 - 100000 -
х1600х(
)2 = 20(
)2 -100000.
Прибыль посредника:
R = I - 10(
)2 - 40(
)2.
Значение функции полезности первого потребителя: u 1 =4ln10 + 4ln
+ ln40 + ln
= 4lnl0 + ln40 + 4ln
+ln
.
Значение функции полезности второго потребителя составит: u 2 = ln400 + ln
+ln
.
Задача 3. Заданы согласованные совокупные объемы спроса и предложения товаров - q j. Требуется определить цены спроса
и предложения
, а также результаты, которые получат участники на этом рынке.
Для производства и реализации оптимального объема продукции, который обеспечит совпадение совокупных объемов спроса и предложения, предприятию необходимо иметь достаточные производственные мощности; знать, насколько значительный период времени занимает реализация продукции; рынок, потребляющий данный вид продукции, должен быть достаточно изучен; необходима стабильность рынка сбыта; достаточным должен быть объем имеющихся на начало планируемого периода собственных резервных финансовых средств и полученных кредитов. Покупатели в процессе совершения покупки определяют для себя: технические характеристики товара, пределы цен, время и условия поставки, условия технического обслуживания, условия платежа, размер заказа, приемлемых поставщиков и оптимального поставщика[15].
При постановке условий задачи необходимо помнить, что взаимозаменяемость товаров создает предел роста цен, назначаемых на продукцию конкретной отрасли, тем самым ограничивая потенциал отрасли[16], а следовательно, и объем продаваемых товаров.
Поэтапное решение этой задачи имеет следующий вид:
1) из системы уравнений
(
,...,
, G i) = q j находим цены предложения товаров
;
2) из системы уравнений(
,...,
, I k) = q j; находим цены спроса на товары
; 
3) определяем результаты участников рынка.
Рассмотрим ход решения этой задачи по данным прежнего примера.
По функциям предложения имеем
=
и
=
.
По функциям спроса получаем 0,68
= q 1 и 0,32
= q 2.
Тогда
= 0,68
и
= 0,32 
Прибыль первого производителя составит:
П1 =
- 130 000 -
=
х
- 130000.
Прибыль второго производителя:
П2 =
-100000-
=
х
- 100000.
Прибыль посредника:
R = I -
-
.
Полезность первого потребителя:
u 1 = 4ln q 1 + ln q 2.
Полезность второго потребителя:
u 2 = ln q 2 + ln q 2