Как часто следует причащаться Святых Тайн?

Древние христиане причащались каждый воскресный день; но сейчас немногие имеют такую чистоту жизни, чтобы всегда быть готовыми приступить к столь великому Таинству. Церковь стремящихся к благоговейной жизни материнским гласом увещевает исповедоваться перед духовным отцом и причащаться Тела и Крови Христовых четырежды в год или каждый месяц, а всем — обязательно раз в год (см. митр. Петра Могилы «Православное исповедание». Ч. 1, вопрос 90). (В наше время пастыри рекомендуют причащаться и один раз в две недели, и каждый воскресный день. — Ред.)

По прекрасному слову преподобного Иоанна Кассиана Римлянина:

«Хотя мы знаем, что мы не без греха, однако ж не должны уклоняться от Святого Причастия... И кто чище будет духом, тот тем более видит себя нечистым, более находит причины к смирению, нежели к возношению... Мы не должны устраняться от причащения Господня из-за того, что сознаем себя грешниками, но еще более и более с жаждой надобно поспешить к Нему для уврачевания души и очищения духа, однако ж с таким смирением духа и верой, чтобы, считая себя недостойными принятия такой благодати, мы желали больше врачевства для наших ран. А иначе и в год однажды нельзя достойно принимать причащение, как некоторые делают, которые, живя в монастырях, достоинство, освящение и благотворность небесных Таинств оценивают так, что думают, что принимать их должны только святые, непорочные. А лучше бы думать, что эти Таинства сообщением благодати делают нас чистыми и святыми» (40).

Подобный совет содержится и в «Вопросоответах» преподобных Варсонофия и Иоанна:

«Итак, не воспрещай себе приступать, осуждая себя как грешного, но признавай, что грешник, приступающий к Спасителю, удостаивается отпущения грехов. И в Писании видим приступавших к Нему с верою и слышавших оный Божественный глас: «прощаются тебе грехи твои» (Мк. 2, 5). Если бы приступавший к Нему был достоин, то он не имел бы грехов; но как он был грешник и должник, то и получил прощение грехов. Послушай и Самого Господа, Который говорит: «Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию» (Лк. 5, 32); и еще: «не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Мф. 9, 12). Итак, признавай себя грешным и болящим и приступи к Могущему спасти погибшего» (Мф. 18, 11; Лк. 19, 10)» (41).

«Когда приступают к Святым Тайнам грешники как уязвленные и просящие милости, таких врачует и делает достойными Своих Таинств Сам Господь, сказавший: «Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию» (Лк. 5, 32); и еще: «не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Мф. 9, 12). И никто не должен признавать себя достойным причащения, а говорить: я недостоин, но верую, что освящаюсь причащением, — и сие исполняется над ним по вере его Господом нашим Иисусом Христом, Которому слава во веки. Аминь» (42).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: