Монологическая речь

Монологическая речь (моно – один) существенно отличается от диалогической. Это речь одного лица. Ее называют связной или контекстной речью. Данный вид речи представлен рассказом. Монологическая речь тоже представляет собой общение между говорящим и слушающим (трансмиссер и реципиент). Цель общения: у слушателя должна возникнуть та же мысль, что и у говорящего. Монологическая речь намного сложнее ситуативной (диалогической), т.к. предметом речи является речь. Таким образом чтобы овладеть связной монологической речью, необходимо, чтобы сформировались мыслительные предпосылки и сама речь. Поэтому монологическая речь – речемыслительная деятельность.

В рассказе выделяются два плана:

Внутренний или смысловой;

Внешний или языковой.

Внутренний план сообщения представляет собой программу, которая создается еще до того, как человек начинает говорить. Сама программа имеет определенную иерархию. Внутренний план объединяет мысли или предикации разных порядков. Предикация раскрывает смысловую связь между предметами (коза + волк → сказка).

В любом рассказе существует 3 вода предикаций – предикации 1-го, 2-го и 3-го порядка.

Предикат 1-го порядка – передает основную идею рассказа (заяц вывел деда из огня, а дед вылечил зайца).

Предикат 2-го порядка – определяет последовательность действий, передает содержание.

Предикат 3-го порядка – стилистическая окраска, являются дополнительными (при кратком пересказе можно опустить, при полном – нет).

Таким образом в рассказе существуют различные направления.

Внешний план является языковым. Представляет собой связь предложений. Чтобы получился рассказа, необходима связь между предложениями. Для этого используются средства межфразовой связи (лексический повтор слова, употребление местоимений, производные слова, а так же самая сложная и ценная связь – синонимическая).

Жинкин писал, что единица связной речи – это стык 2-х соседних предложений, это то место в предложении, которое дает ребенку найти последующую мысль, заставляет задуматься, каким средством это последнее предложение можно прикрепить к предыдущему.

Связная речь требует привязки одного предложения к другому различными языковыми средствами (местоимения, местоименные наречия, производные слова, текстовые синонимы).

В памяти ребенка необходимо накапливать синонимичные связи. Применение этих средств дает связность предложениям.

Каждая смысловая часть строится по строгим языковым законам, а именно:

Первое предложение абзацное коммуникативно сильное (в нем называется предмет, о котором пойдет речь). К сильному предложению присоединяется несколько / одно коммуникативно слабое предложение. Такая организация создает связность рассказа.

Рассказ оценивается по 2-м критериям:

Смысловая

(мыслительная деятельность готова к связной речи)

связность

(логопед учитывает, какие средства связи ребенок использует и как чередуется коммуникативная нагрузка предложений).

Связная речь в отличие от диалогической спонтанно не развивается в онтогенезе. В норме, как показали исследования Поддъякова, формируются предпосылки к развитию связной речи, а предпосылки эти формируются у ребенка благодаря игре с партнером, потому что в таких условиях ребенок оказывается перед проблемой – как объяснить своему партнеру правила игры. Возникает необходимость использования нескольких предложений. Игра формирует у ребенка регулирующую функцию, без которой связная речь не может состояться. Эта способность регулировать является основой для того, чтобы планировать длительность высказываний. Регулирующая функция формируется к 4,5 – 5 годам. Этот возраст является наиболее сенситивным для развития связной речи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: