Слушание

Слушание – это восприятие речи и ее декодирование. Процесс слушания заключается в том, что человек, воспринимая звуковые комбинации, должен эти комбинации трансформировать в мысль. Процесс декодирования мало изучен. Это сложный процесс, который имеет сложное иерархическое строение. Человек воспринимает звуковые колебания, а в голове возникает образ. Все исследователи, которые изучали процесс восприятия речи, согласны с тем, что понимание услышанного возможно тогда, когда человек речевой поток может разбить на отдельные элементы. Исследователи спорили о том, на какие фрагменты человек делит речевой поток для того, чтобы понять обращенную к нему речь.

Три теории восприятия речи:

Акустическая теория восприятия речи;

Моторная теория восприятия речи;

Теория анализа через синтез (США).

Акустическая теория восприятия речи.

Роман Якобсон, крупнейший американский психолингвист (род. в Одессе) во всех своих работах утверждал, что единица восприятия речи – это фонема. Если ребенок узнает и дифференцирует фонемы родного языка, то процесс восприятия речи будет проходить нормативно. Если ребенок не узнает фонемы родного языка, то процесс восприятия речи будет нарушен. В такому выводу автор пришел, наблюдая ребенка – анартрика. Этот ребенок, лишенный собственной речи, понимал и воспринимал обращенную речь.

Представителями моторной теории восприятия речи являлись ленинградские ученые такие как Чистович («Речь. Артикуляция и восприятие»). Основным тезисом моторной теории является утверждение о том, что фонематическое восприятие не может в полной мере обеспечить понимание воспринятой информации. Это положение было подтверждено многими экспериментами. Например, студентам было предложено прослушать рассказ. Одна группа студентов должна была во время слушания открыть рот, а другая группа прикусить язык, третья же группа студентов должна была во время прослушивания считать про себя. Таким образом речедвигательный анализатор был различными способами исключен из процесса восприятия. Вопрос эксперимента состоял в следующем: может ли речеслуховой анализатор справиться с процессом восприятия речи в одиночку. В результате эксперимента было доказано, что функции одного речеслухового анализатора не достаточно для того, чтобы полностью понять информацию. Информация декодируется полностью, если она закреплена функцией речедвигательного анализатора. А поскольку единицей экспрессивной речи является слог, то, следовательно, автор утверждает, что единицей восприятия тоже является слог → речевой поток делится не на фонемы, а на слоги, потому что признаки, которыми обладает фонема сосредоточены не в одном звуке, а в нескольких звуках, расположенных рядом.

Теория анализа через синтез. Представителями данной теории являются психофизиологии Халь и Флангом. Первый тезис данной теории – оба партнера (говорящий и слушающий) являются активными членами общения. Данные ученые обратили внимание на то, что оба партнера равноправны. Слушатель своими реакциями может корригировать поведение говорящего. Слушатель всегда строит гипотезы. У него возникает перенастройка на речь говорящего. Слушатель всегда осуществляет прогностическую функцию (строит прогностические операции). Прогноз – мыслительная операция – принятие решения на основе полученных фактов или части полученной информации.

Пример: О…ёл ле…ал средь …орных …уч.

Орёл летал средь горных туч.

Осёл лежал средь сорных куч.

Прогноз осуществляется тогда, когда человек / ребенок способен выделить из информации совокупность полученных признаков. Авторы этой теории считают, что процесс восприятия представляет собой поуровневую деятельность, каждый уровень включает специфические операции.

IV уровень – понимание речевого сообщения является результатом процесса восприятия;

III уровень – уровень осознания

↓ ↓

Декодирование подтекстного значения Декодирование интонации

II уровень – уровень осмысления

↓ ↓

Грамматические отношения слова, круг понятий

I уровень – прием речевого сообщения (сенсорный уровень, сенсорный детектор)

↓ ↓ ↓ ↓

опознание слова память декодирование декодирование

↓ ↓ тембра интонации

знакомость декодирование голоса

фонетического значения

образа слова

Часть информации человек сразу теряет, другую часть обрабатывает → происходит декодирование интонации → декодирование тембра голоса (оформление речевого высказывания) → память (человек должен принять) → опознание слова по фонемным признакам (включает знакомость фонетического образа).

Ребенок должен декодировать значение слова к категории других слов. II уровень, уровень осмысления, предполагает выяснение отношений между словами. Это процесс так называемого грамматического декодирования. III уровень - это уровень осознания. Пример А.Р.Лурия: мужу изменять нельзя – интонация передает глубинные смыслы + декодирование подтекстного значения. IV уровень - уровень понимания речи. Для того чтобы проверить степень понимания, нужно предложить пересказать текст своими словами. А.Р.Лурия пишет о том, что характер декодирования зависит от оформления речевого материала и выделяет в особую группу те грамматические конструкции, которые требуют специальных операций декодирования: предложения с 2-мя отрицаниями, использование двойного родительного падежа в предложении, сложное соотношение падежных форм. От качества процесса восприятия зависит качество и собственной речи. Если у человека оказывается нарушенным I уровень восприятия речи (при сенсорной алалии, афазии) – у ребенка вообще не осуществляется процесс восприятия и процесс опознания семантически значимых элементов речи 9слов), в связи с чем оказывается невозможным понимание речи. Представители теории восприятия «анализ через синтез» считают, что единицей восприятия является единица, которая обладает семантикой, т.е. слово.

Речь анализируется по смысловым значениям. Важным фактором при восприятии речи является знание предмета или знание ситуации, поэтому помимо смысловых, грамматических, фонетических правил, которыми человек руководствуется, стараясь понять речь партнера, существуют еще и прагматические правила (знание ситуации).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: