Особенности правовой охраны и использования земель лесного фонда

В лесном праве главными принципами являются устойчивое управление лесами, стабильность правовых отношений и преемственность механизма использования, охраны, воспроизводства и защиты лесов, поддержание средозащитных функций и обеспечение социальных, рекреационных и иных гуманитарных услуг в лесах, что соответствует социальному характеру государства, предусмотренному в ст. 7 Конституции РФ.

Из этих принципов, имеющих в основном теоретический характер, следуют большое экологическое и экономическое значение лесов. ХХ в. был временем изменения представления о лесе: считавшийся ранее преимущественно ресурсом древесины лес приобретает прежде всего экологическое, рекреационное значение, роль глобальных легких планеты. Экологическая оценка проектов лесоустройства, лесоразведения и другой хозяйственной и иной деятельности на землях лесного фонда, связанной с использованием и защитой лесов, предполагает проведение общественной и государственной экологической экспертизы, которая в последние два десятилетия стала эффективным инструментом проведения экологической политики России.

Важными являются обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования земель ленного фонда, способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека., которые предусматриваются вКонцепции развития лесного хозяйства Российской Федерации на 2003-2010 годы, одобренной Правительством РФ 18 января 2003 г.

После первых общесоциальных и экологических задач правовой охраны лесов следующее - экономическое направление имеет в виду удовлетворение потребностей граждан, общества, государства в древесине и иных лесных ресурсах, что отражается на особенностях правовой охраны земель лесного фонда. Заготовка древесины стоит первой среди видов конкретного использования лесов и вступает в противоречие с назначением лесов как экологических систем.

Древесина на корню выступает как недвижимость, как принадлежность главной вещи - земле, на которой она произрастает; находясь на арендованном лесном участке, древесина до момента отделения от корня продолжает оставаться в государственной, муниципальной, иной форме собственности.

Для заготовки древесины предоставляются в первую очередь погибшие, поврежденные и перестойные лесные насаждения. Граждане и юридические лица для заготовки древесины заключают договоры аренды лесных участков либо договоры купли-продажи лесных насаждений и осуществляют строительство лесных дорог, лесных складов, других строений и сооружений.

Можно констатировать зависимость состояния, особенности и содержание правовой охраны земель лесного фонда от форм собственности на леса и реализации прав лесопользования. Привязка лесов к землям, на которых они расположены, придание лесам характера "принадлежности", следующей судьбе "главной вещи" - земельному участку, исключение лесов из перечня самостоятельных объектов недвижимости означают поворот и перемену концепции использования и охраны земель лесного фонда, связанную с принятием в 2006 г. ЛК*(144).

Деление лесов, лесных участков и лесных земель на категории имеет первостепенное значение для правовой охраны земель лесного фонда и реализации права собственности на них. В соответствии с экономическим, экологическим и социальным значением лесного фонда, его местоположением и выполняемыми им функциями соответственно целевому назначению лесов производится подразделение лесов по группам лесов и по категориям защитности: в зависимости от этой классификации устанавливается и осуществляется правовой режим земле- и лесопользования.

С особенностями правовой охраны земель лесного фонда связано деление лесов, расположенных на землях лесного фонда, по целевому назначению на защитные - 22 процента площади, преимущественно эксплуатационные - 54 процента и резервные - 24 процента площади лесов (они заменили прежние леса первой, второй и третьей групп). Леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным. Режим правовой охраны лесов и земель лесного фонда устанавливается в зависимости от их целевого назначения.

Сами защитные леса имеют свои подкатегории - городские, противоэрозионные, государственные лесные полосы, лесопарки, водоохранные зоны. Цели освоения защитных лесов заключаются в сохранении средообразующих, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций.

Леса включают категории защитности, например:

запретные полосы по берегам рек, озер, водохранилищ, запретные полосы для защиты нерестилищ ценных промысловых рыб, противоэрозионные леса, государственные защитные лесные полосы, ленточные боры;

защитные полосы лесов вдоль железнодорожных магистралей, автомобильных дорог федерального, республиканского и областного значения; леса на пустынных, полупустынных, степных, лесостепных, малолесных горных территориях, имеющие важное значение для защиты окружающей среды;

зеленые зоны поселений, памятники природы, леса государственных природных заповедников, национальных и природных парков; леса первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения и округов санитарной охраны курортов;

особо ценные лесные массивы, лесоплодовые насаждения, притундровые леса.

Особой правовой охране подлежат леса в регионах с высокой плотностью населения и развитой сетью транспортных путей, леса, выполняющие оздоровительные и защитные функции, имеющие ограниченное эксплуатационное значение, а также леса в регионах с недостаточными лесными ресурсами, для сохранения которых требуется ограничение режима пользования.

В лесах и на землях лесного фонда могут быть выделены особо защитные участки с ограниченным режимом: берего- и почвозащитные участки леса, участки вдоль берегов водоемов, склонов, оврагов и балок, опушек лесов на границах с безлесными территориями, места обитания и распространения редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных, растений.

Имеет особенности правовой режим лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, расположенных в водоохранных зонах, лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, ценных лесов, особо защитных участков лесов (ст. 102-105 ЛК). Собственник этих лесов может устанавливать ограничения земле- и лесопользования на землях, на которых расположены эти защитные леса.

Эксплуатационные леса подлежат освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов. Здесь допускаются все виды лесопользования. Отнесение лесов к эксплуатационным лесам и установление их границ осуществляются федеральными и региональными органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в ЗК и ЛК.

К резервным лесам относятся леса, в которых в течение двадцати лет не планируется осуществлять заготовку древесины. В резервных лесах осуществляются авиационные работы по охране и защите лесов, а их использование допускается после их отнесения к эксплуатационным или защитным лесам.

Отнесение лесов к группам лесов и категориям защитности, а также перевод лесов из одной группы или категории в другую осуществляются на основании материалов лесоустройства и специальных обследований по представлению федерального органа управления лесным хозяйством.

Актуальным вопросом является перевод лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом. Ежегодно из земель лесного фонда изымаются десятки тысяч гектаров для строительства дач, коммуникаций, градостроительства, особенно в Московской и Ленинградской областях.

Согласно редакции от 4 декабря 2006 г. в ст. 11 "Особенности перевода земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий" Федерального закона от 21 декабря 2004 г. "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" специфика перевода земель лесного фонда и иных земель, занятых эксплуатационными и резервными лесами, не предусматривается (в отличие от первоначальной редакции Федерального закона от 21 декабря 2004 г.).

Строительные работы в лесном фонде, добыча полезных ископаемых, прокладка коммуникаций и иные работы, не связанные с ведением лесного хозяйства и не требующие перевода лесных земель в нелесные, проводятся на основании разрешения. В нем указываются наименование работ, сроки и условия их выполнения, требования к охране земель лесного фонда и всей окружающей среды.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: