Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 1 февраля 2006 г. N 11-Г05-25 (извлечение)
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 12 марта 2008 г. N 3313/08
-------------------------------
*(1) См.: Земельное право/под ред. В.В. Петрова. М., 1991. C. 4.
*(2) См.: Станкевич Н.Г. Земельное право. Минск, 2003. С. 13.
*(3) См.: Жариков Ю.Г. Земельное право России. М., 2006. С. 3.
*(4) См.: Боголюбов С.А. Земельное право. М., 2009. С. 24-26.
*(5) Земельное право: учебник для вузов/отв. редакторы Г.Е. Быстров, Р.К. Гусев. М., 2006. С. 8.
*(6) СЗ РФ. 2001. N 44. Ст. 4147.
*(7) В то же время можно заметить, что в ст. 2 ЗК законодатель исходил из понятия земельного права, согласно которому это совокупность норм, регулирующих земельные отношения.
*(8) Глава II ЗК РФ.
*(9) Глава VI ЗК РФ.
*(10) При этом к земельным отношениям нормы указанных отраслей законодательства применяются, как указывает та же ст. 3ЗК, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством. Толкование этой нормы вызывает затруднение. У нас есть сомнения в том, что нормы, направленные на регулирование использования, например, водных или лесных ресурсов, действительно могут быть применены к земельным отношениям в отсутствие необходимой нормы земельного законодательства.
|
|
*(11) Советское земельное право/под ред. А.А. Рускола. М., 1965. С. 11.
*(12) Якушев В.С. Методы и принципы регулирования земельных отношений/Правоведение. 1961. N 4. С. 75, 76.
*(13) См.: Концепция развития гражданского законодательства о недвижимом имуществе. Москва, февраль 2003 г./Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. N 1-2 (14-15).
*(14) Подробное обоснование этой точки зрения см.: Чубаров В.В. Указ. соч. С. 81-84.
*(15) Земельное право: учебник/под ред. С.А. Боголюбова. М., 2002. С. 7; Правовое обеспечение развития сельского хозяйства в России/отв. ред. С.А. Боголюбов. М. 2005. С. 67; Боголюбов С.А. Земельное право: учебник. М., 2009.
*(16) Ю.Г. Жариков, обращаясь к предмету земельно-правового регулирования, пишет: "Особенность предмета земельного права состоит в том, что, с одной стороны, земельные имущественные отношения могут в определенной части регулироваться нормами гражданского и земельного законодательства; с другой стороны, когда земля выступает как объект властных полномочий, для регулирования земельных отношений применяется метод административного права" // Земельное право/под ред. С.А. Боголюбова. М., 2002. С. 7.
*(17) См.: Аксененок Г.А. Земельные правоотношения в СССР. М., 1958. С. 9.
*(18) См.: Осипов Н.Т. Теоретические проблемы советского земельного права. Л., 1972. С. 113.
*(19) См.: Крассов О.И. Земельное право. М., 2000. С. 100.
*(20) См.: Земельное право: учебник/отв. ред. Г.Е. Быстров, Р.К. Гусев. М., 2006. С. 75.
|
|
*(21) См.: Земельное право: учебник/под ред. С.А. Боголюбова. М., 2002. С. 46.
*(22) См., напр.: Рассолов М.М. Указ. соч. С. 246.
*(23) См. там же.
*(24) Волков Г.А. Принципы земельного права. М., 2005. С. 18.
*(25) СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 142.
*(26) Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1994. N 10. Ст. 779.
*(27) СЗ РФ. 2002. N 47. Ст. 4676.
*(28) СЗ РФ. 2001. N 30. Ст. 3060.
*(29) См. постановление Правительства РФ от 4 марта 2002 г. N 140 // СЗ РФ. 2002. N 10. Ст. 1001.
*(30) См., например, распоряжение Правительства РФ от 14 февраля 2003 г. N 201-р "Об утверждении перечней земельных участков, расположенных на территориях Пензенской и Тамбовской областей, на которые у РФ возникает право собственности" // СЗ РФ. 2003. N 8. Ст. 786.
*(31) СЗ РФ. 2006. N 17 (1 ч.). Ст. 1782.
*(32) СЗ РФ. 1998. N 30. Ст. 3609.
*(33) СЗ РФ. 1995. N 12. Ст. 1024.
*(34) СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3594.
*(35) СЗ РФ. 2007. N 46. Ст. 5553.
*(36) СЗ РФ. 1998. N 29. Ст. 3399.
*(37) СЗ РФ. 2003. N 19. Ст. 1843.
*(38) Известно, что срок, до которого лица обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования на землю с момента приятия ЗК и Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" был перенесен несколько раз.
*(39) Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2004 г. N 691 "О Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом".
*(40) Постановление Правительства РФ от 19 августа 2005 г. N 530 "О Федеральном агентстве по управлению особыми экономическими зонами".
*(41) УК. Ст. 104.1.
*(42) Постановление Пленума ВАС РФ от 24 марта 2005 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства".
*(43) См. п. 4 ст. 8 Федерального закона от 29 ноября 2004 г. N 141-ФЗ (ред. от 31.12.2005) "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации".
*(44) Письмо Министерства финансов РФ от 29 декабря 2007 г. N 03-05-05-02/82 "О налогообложении земельным налогом земельных участков, права на которые длительное время не регистрируются в соответствии с действующим законодательством". Федеральная налоговая служба РФ письмом от 07.02.2008 N ШС-6-3/79@) довела информацию, содержащуюся в данном письме Минфина РФ, до сведения налоговых органов.
*(45) См.: Кузнецов А.Б. О земельном налоге при отсутствии правоустанавливающих документов на земельный участок // Нотариус. 2007. N 3.
*(46) См. там же.
*(47) См., напр.: постановление ФАС Волго-Вятского округа от 21.01.2008 по делу N А11-334/2007-К2-20/51.
*(48) См.: Письма Федеральной налоговой службы РФ "О земельном налоге" от 14 февраля 2008 г. N ШС-6-3/101@ (вместе списьмом Министерства финансов Российской Федерации от 04.02.2008 N 03-05-0401/4), от 18 сентября 2007 г. N СК-6-11/719@(вместе с письмом Министерства финансов Российской Федерации от 14.08.2007 N 03-05-05-02/45); от 3 декабря 2007 г. N СК-6-11/923@ (вместе с письмом Министерства финансов Российской Федерации от 30.10.2007 N 03-05-05-02/64).
*(49) Письмо Министерства экономического развития и торговли РФ от 8 августа 2007 г. N 11849-КА/Д08.
*(50) Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая и вторая): в вопросах и ответах/под ред. А.А. Ялбулганова.
*(51) Подробнее об этом см. Комментарий к гл. XVI ЗК настоящей книги.
*(52) См.: постановление Правительства РФ от 7 февраля 2008 г. N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков для сведения налогоплательщиков".
*(53) См.: постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 8 февраля 2008 г. по делу N А56-11088/2007.
*(54) РГ. 2005. 27 окт. N 241.
*(55) См., например: постановление ФАС Волго-Вятского округа от 25 апреля 2008 г. по делу N А11-6833/2007-К1-17/371.
*(56) Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 октября 2007 г. N 9504/07 "О передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации".
|
|
*(57) См., напр.:, постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 31 января 2008 г. по делу N А65-4152/07.
*(58) См. постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21 февраля 2008 г. N Ф04-608/2008(709-А45-23).
*(59) См. Определение Верховного Суда РФ от 6 декабря 2006 г. по делу N 43-Г06-5.
*(60) См. Определение Верховного Суда РФ от 12 сентября 2007 г. по делу N 67-Г07-16; Определение Верховного Суда РФ от 19 сентября 2007 г. по делу N 47-Г07-17.
*(61) См. постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 8 апреля 2008 г. N Ф04-2217/2008(3097-А03-9).
*(62) См., например: Решение Арбитражного суда Свердловской области от 16 февраля 2007 г. по делу N А60-34238/06-с02.
*(63) См.: Сыродоев Н.А. Земельное право. Курс лекций. М.: Проспект, 2009. С. 160.
*(64) СЗ РФ. 1997. N 13. Ст. 1539.
*(65) См.: постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 апреля 2008 г. по делу N А13-8127/2007.
*(66) См.: постановление Президиума Московского областного суда от 27 февраля 2008 г. N 154.
*(67) См.: Алехин А.П., Кормалицкий А.А. Административное право России. М., 2005. С. 3.
*(68) См. там же.
*(69) Соотношение роли и функций государственных органов и органов местного самоуправления в земельных отношениях может составляет тему самостоятельного глубокого исследования.
*(70) Тихомиров Ю.А., Публичное и частное право./Общая теория государства и права/отв. ред. М.М. Марченко. М., 2002. Т. 2. С. 390, 391. Васильева М.И. Публичные интересы в экологическом праве. М., 2003. С. 54-58 и др.
*(71) С известной долей условности в тех случаях, когда это не вредит общим представлениям о предмете обсуждения, термины "государственная" и "публичная" власть мы будем употреблять как сходные.
*(72) См.: Алехин А.П., Кормалицкий А.А., указ. соч. С. 7.
*(73) Государственному земельному контролю посвящена гл. 8.
*(74) См.: Круглов В.В. Организационно-правовые проблемы охраны окружающей среды в промышленности в современный период. Дисс. докт. юр. наук. Екатеринбург: УрЮА, 1999.
*(75) См.: Жариков Ю.Г. Земельное право России: учебник. М.: Кнорус, 2006.
*(76) См.: Право собственности на землю в России и ЕС/отв. редактор И.А. Иконицкая. М.: Волтерс Клувер, 2009.
|
|
*(77) Реализация права собственности на природные ресурсы. М.: Юристъ, 2007. С. 103 (автор главы - Е.Л. Минина).
*(78) См.: Иконицкая И.А. Земельное право Российской Федерации. М.: Юристъ, 2002. С. 205.
*(79) См.: Иконицкая И.А. Земельное право Российской Федерации. М.: Юристъ, 2002. С. 205.
*(80) СЗ РФ. 2003. N 24. Ст. 2249.
*(81) СЗ РФ. 2003. N 28. Ст. 2881.
*(82) СЗ РФ. 1998. N 16. Ст. 1801.
*(83) См.: Галиновская Е.А., Минина Е.Л. Комментарий к Федеральному закону "О крестьянском (фермерском) хозяйстве". М.: Юстицинформ. 2004. С. 83-84.
*(84) См.: Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15 января 2008 г. N Ф08-8893/07 по делу N А53-5504/2007-С250.
*(85) См.: Комментарий к Федеральному закону "О крестьянском (фермерском) хозяйстве"/под ред. М.Ю. Тихомирова. М.: Издание Тихомирова М.Ю., 2004. С. 81-82. Автор главы - О.М. Оглоблина.
*(86) Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 1 октября 2008 г. по делу N А06-7230/07.
*(87) Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 15 июля 2008 г. N КГ-А41/6023-08 (дело N А41-К2-9174/07).
*(88) В связи с этим требует уточнения формулировка пп. 3 п. 2 ст. 80, по смыслу которой в фонд перераспределения зачисляются земельные участки при любом их принудительном изъятии в случаях, предусмотренных ЗК и федеральными законами. Но изъятие земельных участков для государственных (муниципальных) нужд при отсутствии согласия на это собственника, землевладельца, землепользователя, арендатора также будет принудительным, однако очевидно, что в этом случае изъятый земельный участок в фонд перераспределения не попадает.
*(89) Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 25 августа 2008 г. N Ф10-3803/08 (дело N А08-4927/07-22).
*(90) Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 25 августа 2008 г. N Ф10-3803/08 (дело N А08-4927/07-22).
*(91) См.: Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации с постатейными материалами и судебной практикой/под ред. С.А. Боголюбова. М.: Юрайт-Издат. 2006. С. 409.
*(92) Определение Высшего Арбитражного суда РФ от 23 апреля 2008 г. N 4491/08 "Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного суда РФ".
*(93) Определение Высшего Арбитражного суда РФ от 16 ноября 2007 г. N 14933/07.
*(94) Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 19 мая 2008 г. по делу N А41-20548/07 и постановлениеФАС Московского округа от 31 июля 2008 г. N КА-А41/6086-08.
*(95) Нам могут возразить, что до сих пор многие крестьянские (фермерские) хозяйства сохраняют права юридического лица, поскольку были созданы в первые годы аграрной реформы в соответствии с Законом РСФСР "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" 1990 г. Но стоит напомнить, что и по тому Закону земельные участки предоставлялись для ведения крестьянского хозяйства гражданам, а не крестьянскому хозяйству как юридическому лицу.
*(96) См.: Маленков Н.А. Вправе ли коммерческая организация иметь в собственности земельный участок с разрешенным использованием - данное строительство? // Право и экономика. 2008. N 6.
*(97) Там же.
*(98) См. также аналогичные решения: Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2008 по делу N А41-К2-1156/08 и Постановление ФАС Московского округа от 31.07.2008 N КА-А41/6086-08, которым данное постановление и решение Арбитражного суда Московской области от 26.03.2008 по данному делу оставлены без изменения.
*(99) СЗ РФ. 2006. N 52 (ч. 1). Ст. 5498.
*(100) СЗ РФ. 2003. N 40. Ст. 3822.
*(101) См., например: Волков Г.А. Правовое проблемы разграничения земель на категории в свете реформы местного самоуправления // Экологическое право. 2006. N 3.
*(102) Козырь О.М. Особенности правового режима земель поселений // Экологическое право, 2005. N 1.
*(103) СЗ РФ. 2004. N 52 (ч. 1). Ст. 5276.
*(104) См., например: Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25 декабря 2007 г. N Ф08-8332/07 по делу N А15-1141/2007.
*(105) См., например: Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 29 марта 2008 г. N Ф09-90/08/07-С6 по делу N А60-6059/2007.
*(106) Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 21 января 2008 г. N Ф03-А73/07-1/6163.
*(107) Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30 апреля 2008 г. N Ф04-2278/2008(3243-А03-32).
*(108) Обращает на себя внимание сохранение в редакции данного пункта словосочетания "земли поселений". Представляется, что это небрежность законодателя, и речь должна идти о том, что пригородные зоны не входят в состав земель иных населенных пунктов.
*(109) См., например: Кузнецова О.Н. О некоторых проблемах правового статуса пригородных зон // Правовые вопросы строительства. 2006. N 1.
*(110) Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 ноября 2007 г. по делу N А52-3948/2006.
*(111) Используемая в данном Постановлении терминология ("земли поселений"), а также ссылки на конкретные статьи показывают, что суд, вынося решение, руководствовался старой редакцией Земельного кодекса РФ (видимо, той, которая действовала на момент регистрации права федеральной собственности на спорные участки). В частности, соответствующие нормы были в статьях 83, 84 ЗК РФ в редакции от 04.12.2006 г., которая на момент рассмотрения дела уже не действовала. В новой редакции ЗК РФ (от 18.12.2006 г.) в ст. 84 нет пункта 6, однако названное положение содержится в пункте 3 ст. 84.
*(112) Определением ФАС Уральского округа от 08.02.2008 N Ф09-90/08-С6 в данном постановлении исправлены опечатки: номер постановления следует читать как Ф09-90/08-С6, дату постановления следует читать как 29 января 2008 г.
*(113) Псковская областная общественная организация "Клуб правильной охоты "Большая медведица" (далее - Общественная организация). - Примеч. авт.
*(114) В юридический литературе эти отдельные виды земель специального назначения также называются субкатегориями (см.: Анисимов А.П. Понятие земель специального назначения и их правового режима // Право и политика. 2006. N 3. Употребление данного термина представляется вполне оправданным.
*(115) Краснов Н.И. Правовой режим земель специального назначения. М., 1961. С. 40.
*(116) Трифонов А.С. Правовой режим земель промышленности. М.: Волтерс Клувер, 2007.
*(117) См.: Трифонов А.С. Указ. соч.
*(118) См.: Земельное право. Учебник/Под ред. С.А. Боголюбова. М., ООО "ТК Велби", 2002. С. 321.
*(119) См.: Крассов О.И. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации // Справочная правовая система "Гарант".
*(120) Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 4 декабря 2007 г. N А33-6422/07-Ф02-8924/07, от 7 марта 2008 г. N А56-20254/2007.
*(121) Точки зрения о возможности отнесения одного земельного участка в нескольким категориям высказывались в юридической литературе (см.: Бобылев А.И., Попов В.В., Лукьянова О.В. Правовое регулирование земель железнодорожного транспорта: теория и практика. М., 2003. С. 28). Однако более обоснованной представляется мнение А.П. Анисимова, который подверг эту позицию обоснованной критике (см.: Анисимов А.П. Понятие земель специального назначения и их правового режима // Право и политика. 2006. N 3.
*(122) Постановление ФАС Северо-Западного округа от 7 марта 2008 г. N А56-20254/2007.
*(123) Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 4 декабря 2007 г. N А33-6422/07-Ф02-8924/07; Определение Высшего Арбитражного суда РФ от 15 февраля 2008 г. N 1871/08.
*(124) Постановление ФАС Северо-Западного округа от 26 февраля 2008 г. по делу N А66-7083/2007.
*(125) Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 11 марта 2008 г. N Ф08-628/08-337А по делу N А32-15073/2007-33/320.
*(126) СЗ РФ. 2003. N 2. Ст. 169.
*(127) СЗ РФ. 2003. N 9. Ст. 805.
*(128) СЗ РФ. 2007. N 46. Ст. 5553.
*(129) СЗ РФ. 2007. N 46. Ст. 5557.
*(130) СЗ РФ. 1996. N 23. Ст. 2750.
*(131) СЗ РФ. 2006. N 19. Ст. 2086.
*(132) Постановление ФАС Дальневосточного округа от 22 апреля 2008 г. N Ф03-А73/08-1/1198.
*(133) Постановление ФАС Дальневосточного округа от 12 марта 2008 г. N Ф03-А73/07-1/6473.
*(134) См.: Вайпан В.А. Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности. Комментарий к новому закону // Право и экономика. 2007. N 12.
*(135) См. там же.
*(136) СЗ РФ. 2007. N 17. Ст. 2049.
*(137) Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 8 апреля 2008 г. N Ф04-2089(2572-А27-9).
*(138) Решением Верховного Суда РФ от 29.01.2007 N ГКПИ06-1020 пункт 2 признан недействующим в части слов "... был..." и "... до утверждения настоящих Правил".
*(139) По действующему законодательству право оперативного управления не является вещным правом, на котором могут предоставляться земельные участки. На данном праве за государственными унитарными казенными предприятиями и государственными учреждениями закрепляется имущество (кроме земли).
*(140) По-видимому, в тексте Постановления допущена опечатка, пропущен предлог "от", т.е. следует читать: "в связи с отказом войсковой части 40021 от права" (далее по тексту). - Примеч. авт.
*(141) См.: Комментарий к Закону Российской Федерации "О недрах"/рук. авт. колл. С.А. Боголюбов. М., 2001; Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации/А.К. Голиченков и др., М., 2002; Сизов А.П. Мониторинг городских земель с элементами их охраны. М., 2000; Штильмарк Ф.Р. Историография российских заповедников (1895-1995). М., 1996.
*(142) См.: Комментарий к Градостроительному кодексу Российской Федерации/под ред. С.А. Боголюбова. М.: Проспект, 2008.
*(143) См.: О государственном земельном кадастре. Постатейный комментарий к Федеральному закону/под ред. Е.А. Галиновской. М.: Юстицинформ, 2003; Комментарий к Федеральному закону "О мелиорации земель"/под ред. С.А. Боголюбова, Ю.Г. Жарикова. М.: Сельхозпрод, 1998; Боголюбов С.А., Галиновская Е.А., Мазуров А.В., Минина Е.Л. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации с постатейными материалами и судебной практикой. М.: Юрайт, 2008.
*(144) См.: Комментарий к Лесному кодексу Российской Федерации/под ред. С.А. Боголюбова. М.: Проспект, 2008; Комментарий к новому Лесному кодексу Российской Федерации/под ред. М.Ю. Тихомирова. М.: Тихомиров, 2007; Крассов О.И. Комментарий к Лесному кодексу Российской Федерации. М.: Норма, 2007.