Глава 16. Земли запаса

Самостоятельной категорией земель являются земли запаса, которых в России насчитывается более 100 млн. га. К землям запаса относятся земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам, за исключением земель фонда перераспределения земель для сельскохозяйственного производства в составе земель сельскохозяйственного назначения (см. ст. 80 ЗК). Использование земель запаса допускается после перевода их в другую категорию.

По площади эти земли занимают третье место после земель сельскохозяйственного назначения и земель лесного фонда: 6,5 процентов всей земли страны, расположенной в основном в малонаселенных местностях Сибири, на Крайнем Севере, Дальнем Востоке. Как правило, это свободные, неосвоенные либо по каким-то причинам выбывшие из оборота земли, не включенные постоянно или временно в хозяйственную и иную эксплуатацию, служащие ближайшим либо отдаленным резервом для предоставления физическим и юридическим лицам в аренду, владение, пользование или собственность.

Земли запаса, в отличие от земель сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов, промышленности и иных земель специального назначения, земель особо охраняемых территорий и объектов, лесного и водного фондов, - это земли, основное целевое назначение которых еще не определено.

К ним могут быть отнесены земли (земельные доли), выкупленные у их собственников органами государственной власти или местного самоуправления, а также земли, право обладания которыми прекращено по решению судов или компетентных государственных и муниципальных органов, при добровольном отказе от земельного участка, по истечении срока предоставления участка, изъятии участка за нарушения земельного законодательства и в случае отказа сельскохозяйственной коммерческой организации от использования невостребованной доли.

Земли запаса - не бросовые, не бесхозяйные, они подлежат государственному кадастровому учету, могут иметь федеральное, региональное и местное значение. Такие земли есть везде и находятся в постоянной динамике, переходя в другие категории земель и непрерывно в целом уменьшаясь, будучи вовлекаемыми в хозяйственный оборот и приобретая целевое использование, - но в отдельных местах увеличиваясь ввиду изменяющихся обстоятельств землепользования.

Выделенные в отдельную категорию земель, получившие отражение в кадастровой документации земли запаса, не отнесенные ни к одной из других категорий, не могут использоваться долговременно и целенаправленно, однако должны подлежать учету, охране и, будучи зарезервированными, - планированию и проектированию.

Не исключается их обработка под огороды, сенокошение, на этих землях возможно сооружение временных помещений. Земли запаса могут использоваться для геодезических, геологосъемочных, поисковых, кадастровых, землеустроительных и некоторых других исследований и изысканий (см.: Иконицкая И.А. Земельное право Российской Федерации. М., 2002; Сиваков Д.О. Правовой режим земель водного фонда. М., 2004; Чубуков Г.В. Земельное право России. М., 2003; Комментарий к Федеральному закону "О мелиорации земель"/С.А. Боголюбов, Ю.Г. Жариков, Е.Л. Минина; под ред. С.А. Боголюбова. М., 1999).

Согласно ст. 103 ЗК предполагается целенаправленное и долговременное использование бывших земель запаса лишь после перевода их в другую категорию земель в соответствии с установленным в ЗК порядком и Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую". Законодательством РФ предусматривается как включение в земли запаса различных видов и категорий земель, так и теоретически их временное "внецелевое" использование.

В соответствии с Положением о порядке консервации деградированных сельскохозяйственных угодий и земель, загрязненных токсичными промышленными отходами и радиоактивными веществами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г. N 555 (САПП РФ. 1992 г. N 8. Ст. 505; СЗ РФ. 1995 N 5. Ст. 190) земли, выведенные из хозяйственного оборота в результате консервации, могут переводиться в земельный запас.

На основании Положения о порядке проведения инвентаризации земель, утвержденного постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 12.07.1993 N 659 (САПП РФ 1995 N 17, ст. 1452) после проведения инвентаризации устанавливаются возможность и условия передачи неиспользуемых земель в состав земель запаса.

За счет земель запаса может создаваться целевой земельный фонд для предоставления земель казачьим обществам, включенным в Государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.

В соответствии с Указом Президента РФ от 16 апреля 1996 г. N 564 "Об экономических и иных льготах, предоставляемых казачьим обществам и их членам, взявшим на себя обязательства по несению государственной и иной службы" (в ред. от 25.02.2003) и Положением о порядке формирования целевого земельного фонда для предоставления земель казачьим обществам, включенным в Государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, и режиме его использования (утв.постановлением Правительства РФ от 08.06.1996 N 667) этот фонд создается органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления по представлению органов земельного кадастра и на основе предложений казачьих обществ.

За счет земель запаса создается земельный фонд для расселения беженцев, мигрантов, вынужденных переселенцев, лиц, подпадающих под программу переселения на родину, и т.п.

Согласно Положению о порядке формирования целевого земельного фонда для расселения беженцев и вынужденных переселенцев и режиме его использования (утв. постановлением Правительства РФ от 14.03.1995 N 249) этот фонд создается органами исполнительной власти субъектов РФ для жилищного строительства (как правило, вблизи городов, поселков и сельских поселений), организации личного подсобного хозяйства, крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов (см.: Государственное регулирование земельных отношений /В.Н. Хлыстун и др. 2000; Гражданское право: курс лекций/под ред. О.Н. Садикова. М., 2008; Земельное право России: практикум/под ред. А.К. Голиченкова. М., 2001; Земельный участок: Вопросы и ответы/под ред. С.А. Боголюбова. М., 2008).

Из этого же целевого земельного фонда могут выделяться участки согласно Указу Президента РФ от 2 февраля 1996 г. N 135 "О бесплатном предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".

Органы публичной власти на практике пользуются правом перевода земельных участков в земли запаса. Постановлением главы самоуправления г. Петрозаводска ООО "Петропассаж" сроком на полгода предоставлен в аренду земельный участок для проектирования торгового центра с правом организации торговли на период проектирования. На основании данного постановления администрация г. Петрозаводска и ООО "Петропассаж" заключили договор на аренду земельного участка, в соответствии с которым администрация (арендодатель) сдает, а общество (арендатор) принимает его в аренду. Стороны предусмотрели, что договор аренды заключается сроком на полгода, в нем закреплена обязанность арендатора передать земельный участок арендодателю после окончания срока действия договора или прекращения его действия по собственной инициативе.

Постановлением глава самоуправления г. Петрозаводска продлил срок действия аренды вышеуказанного земельного участка еще на полгода. На основании данного постановления администрация и ООО "Петропассаж" подписали дополнительное соглашение, в котором срок его действия продлен.

Через год главой самоуправления г. Петрозаводска принято постановление об изъятии вышеуказанного участка у ООО "Петропассаж" и переводе высвобождаемого земельного участка в земли запаса как не предоставленного физическим и юридическим лицам. В качестве обоснования принятого постановления глава самоуправления сослался на прекращение договора аренды земельного участка.

Согласно п. 2 ст. 610 ГК в случае если договор считается заключенным на неопределенный срок, каждая из сторон вправе в любое время отказаться от него, предупредив об этом другую сторону за один месяц до предполагаемого отказа; а при аренде недвижимого имущества - за три месяца. администрация реализовала свое право и отказалась от договора аренды земельного участка, предупредив ООО "Петропассаж" своевременной претензией о прекращении договора.

Не предоставленный физическим и юридическим лицам, находящийся в муниципальной собственности земельный участок оказался в категории земель запаса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: