Р. Вагнер. Trauermarsch из «Кольца нибелунга»

Похоронный марш, по сути дела, конец «Кольца», в нем раз­решается вся философия тетралогии. «Со смертью Зигфрида драма кончается...» — как говорит Роллан.

«Марш» в опере следует сразу после смерти героя. Последняя фраза умирающего Зигфрида кончается на фоне первого такта «марша», звучит как последний его вздох.

...Первый такт — тема Судьбы. Тема эта поднимается как бы из глубин Вселенной. Жестоко-равнодушно звучит в меди внут­ренний, утробный голос слепого Рока...

И — пустота. Зияющий провал в музыкальной ткани...

Только сухой треск барабана на фоне этой страшной пустоты.

Зловещие шорохи наползающей на мир Вечной Ночи...

Несколько тактов в музыке — развал. Два раза поднимается на валторнах печальная тема «страдания Вельзунгов», славного рода солнечных героев, обреченных Судьбой на горе во искупление грехов мира.

Последний Вельзунг, Зигфрид, последняя надежда мира, сра­жен. Теперь исход для мира один — в смерти, в погружении в веч­ное небытие, «где нет страданий, где нет стремлений — стран­ствий вселенских цель»...

Опять молчание. Пустота. Еще несколько отрывистых сухих ударов барабана... Мир осиротел. Больше нет в нем силы, могущей его спасти... Все кончено...

Еще сухой удар струнных. Еще раз. Еще (cresc.) — и вдруг воплем отчаяния, скорби, гнева взрывается оркестр...

Это нестерпимый крик боли и ужаса, вырвавшийся с огромной силой, которую нельзя ни удержать, ни умерить,— крик души, толь­ко что осознавшей все роковое значение утраты, крик насмерть ра­ненной Великой Любви, стимула жизни Вселенной...

...Но тяжелые ритмичные удары похоронного шествия беспо­щадно подавляют этот крик...

Тихим скорбным плачем (тема Вельзунгов) пытается вылиться горе — и вновь воспоминание рождает громкий, раздирающий серд­це стон. И опять — тяжелые жестокие удары...

Конец! Конец всему! Молчание!

...Мягкий жалобный плач деревянных духовых на фоне мрач­ного грохота литавр. Он зиучит печальным упреком за все, обра­щенным к Всесильной Любви, родившей надежды на героя, кото­рый умер, не свершив подвига искупления...

Наступает смятение. Глухие пассажи контрабасов и виолон­челей, торопливые мучительные усилия вопреки страшной реаль­ности прогнать мысль о смерти героя, которая главенствует над державным голосом тубы...

Еще и еще пытается человек закрыть глаза, представить себе на мгновение, что не было смерти, что остались хоть какие-нибудь надежды, что герой жив, и — ослепительным сиянием до-мажор­ного аккорда засветилась вдруг яркая тема меча, волшебного разя­щего Нотунга! С ним Зигфрид непобедим!

...И все взрывается лучезарной радостью. Упругие ритмы побед­ного шествия молодости и жизни, не знающих никаких преград.

Героически уверенный голос тромбона — тема Зигфрида, и как живой вырастает над оркестром герой...

Вот он поднял свой серебряный рог и трубит боевой клич, призывая на битву врагов — ему безразлично каких. Он один встал против всего мира, против богов, против Судьбы. Им движет лишь одно — бездумная сила молодости, готовой разрушить все, что встретится на пути. «Зигфрид — «веселье побед»...

...Но все это нужно Вагнеру, чтобы еще неумолимее предстала перед слушателем Судьба, Schisksal...

Холодный сырой туман, поднимающийся из Рейна, из колы­бели рокового Золота, подползает, крадется со всех сторон на фоне зловещих ночных шорохов, обволакивает все мрачнеющими крас­ками светлый образ «солнечного героя»...

Мраком застилается мир. Мраком бессильного отчаяния. Гаснут, растворяясь в нем бесследно, последние искры воли к жизни....И где-то в темноте, в Ночи, звучат удаляющиеся шаги похо­ронного шествия...

Конец всему. Конец любви, вере, надежде. Всему, что застав­ляет человека жить.

Это пессимизм — самый страшный, какой только можно оты­скать в мировой музыке, шопенгауэровский пессимизм. Все раство­ряется в осознании полнейшей безысходности, рождающей высшее проявление Мировой Воли — Воли к смерти.

Железный занавес опускает на вселенную непобедимая сила судьбы...

Тихо звучит у фагота тема Кольца, золотого символа мирового Зла, неистребимого спутника Любви и Жизни... Лишь вместе с ними Кольцо может погрузиться в вечный сон небытия, желанный сон, в волны Рейна. (Иногда в концерте сюда вставляют тему Fluch’a — проклятия, тяготеющего над владельцем Кольца.)

...В смутных шорохах и замирающих ударах удаляющегося шествия замолкает оркестр...

Этот марш, по форме напоминающий Траурный марш из бетховенской «Героической»,— полная противоположность ему по су­ществу... Там — апофеоз героя-победителя. Здесь — полнейший мрак. Это уже не скорбь о светлой памяти умершего. Это — преодоление Воли к жизни, насильственное торжество пессимизма, к которому Вагнер силой музыкального воздействия стремится привести слушателя, логически и эмоционально убедить его в том, что эта фило­софия — единственно естественная; и страшно в марше то, что он от первой до последней ноты логичен и искренен в силу своей логичности.

Стоит попасть в тон его мироощущения («понять») — и от вы­вода уже не уйдешь...

У Шопена — нечто подобное по настроению, но вагнеровский марш сильнее тем, что он не с первого аккорда погружает слуша­теля в состояние безысходного ужаса, примирения со смертью, а приводит к такому состоянию очень расчетливо, очень умно...

По философскому содержанию этот эпизод — кризис фейерба­хианской Любви и победа шопенгауэровского Волюнтаризма...


[1] Фактически первое печатное выступление Э. В. Ильенкова по узловым проблемам эстетики как науки. Опубликовано в сборнике «Вопросы эстетики» (1960, № 4).

[2] Тасалов В. Об эстетическом освоении действительности.— В кн. Вопросы эстетики. Вып. 1. М., 1958.

[3] Впервые эта работа Э. В. Ильенкова была напечатана в сбор­нике «Вопросы эстетики» (вып. 6. М., 1964), откуда она и воспро­изводится для настоящего издания. В дополненном и переработан­ном виде под названием «Что на свете псего труднее?» была опуб­ликована в книге «Об идолах и идеалах» (М., 1968).

[4] Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 45, с.125.

[5] Другое дело — и это должно составить предмет особого разго­вора,— что денежная форма стоимости предъявляет вполне опре­деленные требования к материалу своего воплощения, выражения. В данном случае наиболее подходящим материалом оказывается золото. Аналогичное отношение можно установить и между фор­мами античной скульптуры и мрамором. Они также «естественнее» всего воплощаются в мраморе, но ни в коем случае не возникают, не развиваются из мрамора, из его свойств.

[6] Это драгоценнейшее свойство мыслящего тела, тонко раскры­тое еще Спинозой, нагляднее всего проявляется в отношении струк­туры и функций человеческой руки. Именно потому, что рука об­ладает, как выражаются в механике, бесконечным числом степеней свободы — то есть анатомически не предназначена к движению по какой-то определенной траектории,— она способна описывать лю­бую. Она может описывать контур и круга, и квадрата, и треуголь­ника, и любой другой сколь угодно замысловатой фигуры именно потому, что заранее, структурно-анатомически, в пей не «закоди­ровано» ни то, ни другое, ни третье, а тем самым и никакое опре­деленное тело.

[7] Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 23, с. 93.

[8] Фейербах Л. Сущность христианства.—Избр. философ, произв., т. 2. М., 1955, с. 34.

[9] Там же.

[10] Маркс К.., Энгельс Ф. Из ранних произведений, с. 594.

[11] Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 500.

[12] Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведении, с. 594, 595.

[13] Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений, с, 592—594.

[14] Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений, с. 566.

[15] Там же.

[16] Пойа Д. Математика и правдоподобные рассуждения. М., 1975, с. 186.

[17] Пойа Д. Математика и правдоподобные рассуждения. М., 1975, с. 187.

[18] Пойа Д. Математика и правдоподобные рассуждения, М., 1975, с. 187.

[19] Пойа Д. Математика и правдоподобные рассуждения, с. 199.

[20] Маркс К. К критике политической экономии. М., 1952, с. 225.

[21] Маркс К. К критике политической экономии, с. 225.

[22] См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 12, с. 728.

[23] Пойа Д. Математика и правдоподобные рассуждения, с. 301.

[24] Пойа Д. Математика и правдоподобные рассуждения, с. 10.

[25] Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 21, с. 184.

[26] Там же.

[27] Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 12, с. 731.

[28] В 1964 году Э. В. Ильенков был участником Гегелевского кон­гресса в Зальцбурге (Австрия), посвященного ключевым вопросам гегелевской философии искусства. Материалы советских участников конгресса, в том числе статья Ильенкова «К оценке гегелевской концепции отношения истины к красоте», были опубликованы и сборнике «Борьба идей в эстетике» (М., «Наука», 1966). Данная работа, публикуемая впервые, дополняет ряд положений этой статьи.

[29] В архиве Э. В. Ильенкова обнаружены разнообразные мате­риалы, посвященные творчеству Р. Вагнера — композитора и мыс­лителя. Для данного издания подобраны три небольших фрагмен­та написанных в разные годы и представляющих, как нам кажет­ся, определенный интерес не только для специалистов — исследова­телей вагнеровского наследия, но и для более широкого круга читателей. Заметки публикуются впервые.

[30] К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве, т. 2. М., 1976, с. 533.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: